Аннотация к рабочей программе по реализации основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности для детей пятого года жизни
Аннотация
к рабочей программе по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования в группе общеобразовательной направленности
для воспитанников пятого года жизни муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детский сад 10
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности для
детей пятого года жизни разработана в соответствии с нормативными,
нормативно-методическими документами:
‒ Указ
Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ
Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
‒ Указ
Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»
‒ Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
‒ Федеральный
закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
‒ Федеральный
закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации»
‒ распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
‒ федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
‒ федеральная
образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте
России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
‒ Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года №
373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный №
59599);
‒ Санитарные
правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020
г., регистрационный № 61573);
‒ Приказ
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об
утверждении профессионального
стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
от «18» октября 2013 г. № 544н
– Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ «О внесении изменения в приказ
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013
г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель) от 25 декабря 2014 г. № 1115н
- Приказ Министерства труда и
социальной защиты РФ «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог
(педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем,
среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013
г. № 544нот 5 августа 2016 г. № 422н
- Постановление Правительства
Свердловской области от 7 декабря 2017 года N 900-ПП Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Свердловской области до 2025 года (с изменениями на 26
августа 2021 года) (в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от
03.09.2020 N 615-ПП, от 26.08.2021 N 529-ПП)
Муниципальное задание МАДОУ детский
сад 10 на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годы, утвержденным Начальником
МОУО Управление образованием городского округа Красноуфимск
- Устав МАДОУ детский сад 10,
утвержденным приказом МОУО Управление образованием городского округа
Красноуфимск от 10 июня 2022 г. № 103.
- Программа развития МАДОУ детский
сад 10.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и
необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и
обеспечивает:
‒ воспитание и
развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его
возрасту содержании доступными средствами;
‒ создание
единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного
на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям
российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
‒ создание
единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей
от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его
родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне
зависимости от места и региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных отношений,
представлены выбранные участниками образовательных отношений программы,
направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и
культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с
учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для
обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей
и их родителей:
- Л. Л. Тимофеева Формирование культуры безопасности у детей
от 3 до 8 лет. Парциальная программа. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 117 с. Рецензия от ФГБОУ ВО «Орловский государственный
университете им И.С. Тургенева». Протокол № 10 от 27.06.2019 г. заседания
ученого совета институт педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский
государственный университете им. И.С. Тургенева»
- От звука к букве. Формирование звуковой
аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения
грамоте / Е.В. Колесникова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019. - 85 с.
Рецензия ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Протокол № 7. Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ
РАО» от 24 сентября 2019 г. (Письмо № 338/07 от 09.10.2019
- Бережнова О.В., Бойко В.В. Парциальная программа
физического развития детей 3-7 лет «МАЛЫШИ-КРЕПЫШИ», издательский дом «Цветной
мир», 2016 год, 136 стр. Рецензия ФГАУ «ФИРО» № 38 от 20 февраля 2017 г.
- Образовательная программа дошкольного образования
«СамоЦвет»: дошкольный возраст / О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В.
Дягилева, О. В. Закревская; Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт
развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 438
- Парциальная образовательная программа дошкольного
образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок
финансовой грамотности» (для детей 5-7 лет).
Объем
обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема;
части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Программа представляет собой учебно-методическую документацию,
в составе которой:
‒ рабочая
программа воспитания,
‒ режим и
распорядок дня для воспитанников 5-го года жизни
‒ календарный
план воспитательной работы.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится
целевой, содержательный и организационный разделы.
Содержание модулей образовательной деятельности зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и
реализуется в различных видах деятельности (общении, игре,
познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития
ребенка):
- для детей пятого года жизни - ряд видов деятельности, таких как
игровая, включая сюжетно-ролевую
игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и
взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также
восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и
элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного
материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных
инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности
ребенка.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности
и обеспечивает развитие личности детей пятого года жизни в различных видах
общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей и направлена на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола,
нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей
(в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с
самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
4) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
5) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
8) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
9) воспитывать уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье.
Развитие детей, приобщение их к культурным
нормам действий и взаимодействия с другими людьми строится исходя из
способностей каждого ребенка и с опорой на возрастные особенности. Согласно
ФГОС ДО Программа обеспечивает
«создание социальной ситуации развития для участников образовательных
отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1)
гарантирует
охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2)
обеспечивает
эмоциональное благополучие детей;
3)
способствует
профессиональному развитию педагогических работников;
4)
создаёт
условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5)
обеспечивает
открытость дошкольного образования;
6)
создает
условия для участия родителей (законных представителей)»