КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Академия наук» (далее – программа)
естественнонаучной направленности.
Актуальность программы:
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
программы
служит
перечень
следующих
нормативных
правовых
актов
и
государственных
программных документов:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
-Федеральный
закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных
гарантиях
прав
ребёнка в РФ»;
-Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации
от
29.05.2015
№
996-р
«Об
утверждении Стратегии развития
воспитания в
Российской Федерации
на
период до 2025 года»;
-Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации
от
31.03.2022г.
№
678-р
«Об
утверждении
Концепции
развития
дополнительного
образования
детей
до
2030 года»;
-Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022г
№629
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.09.2020
г.
№
28
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания
и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Муниципальное задание МАДОУ детский сад 10 на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годы,
утвержденным Начальником МОУО Управление образованием городского округа Красноуфимск
-Устав МАДОУ детский сад 10, утвержденным приказом МОУО Управление образованием
городского округа Красноуфимск от 10 июня 2022 г. № 103.
-Программа развития МАДОУ детский сад 10.
-Положение о дополнительных общеразвивающих программах МАДОУ детский сад 10
утвержденное приказом от 01.09.2023 № 88-д;
Актуальность программы
Детское экспериментирование - особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее
ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов
личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития. В экспериментировании можно
выделить две формы: познавательная (проявляется собственная активность детей, направленная на
получение: новых сведений, новых знаний) и продуктивная (направлена на получение продуктов
творчества). Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества, оно
пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую. В процессе
экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки
свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина).
Любая деятельность ребёнка – источник познания. Дети очень любят экспериментировать.
Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и
экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В
дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года –практически единственным
способом познания мира. Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в
процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на
получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает
детский интерес и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально
– познавательной активности. Знания, умения и навыки, полученные детьми в ходе освоения
программы, позволяют дошкольнику более успешно продолжать образование и сформируют
интерес, как к точным наукам, так и к творческой деятельности, что повысит качество дошкольной
подготовки.
Отличительные особенности программы:
Программа включает в себя комплексное использование элементов ранее известных и
современных методик детского экспериментирования. Особенность программы – структурирование
практического и диагностического материала именно для младших дошкольников.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с
другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с
новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются, как умственные умения.
Адресат программы:
Программа «Академия наук» предназначена для детей 3-4 лет. Рекомендуемый минимальный
состав группы - 15 человек, максимальное число детей, обучающихся в одной группе - 20 человек
Объем и срок освоения программы:
Общий объем программы – 32 часа. Рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 15-20 минут.
Форма обучения: очная.
Форма проведения занятий: дидактические игры, наблюдения, беседы, элементарная
исследовательская деятельность и экспериментирование, обсуждение, рассматривание объектов их
исследование, рассказы, просмотр познавательных фильмов, мульфильмов, экологические конкурсы
(рисунков, рассказов, сказок), доступные детям дошкольного возраста, развивающие их
эмоциональную отзывчивость к изучению окружающего мира, деятельное участие, познавательный
интерес.
2. Цель и задачи Программы
Цель программы: создание условий для развития познавательной активности детей младшего
дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;
- знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов;
Развивающие:
- развивать навыки поисково-исследовательской и элементарной экспериментальной деятельности;
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать у обучающихся потребность в общении с природой, бережное отношение к ней;
3. Содержание Программы
3.1. Учебный (тематический) план
Раздел (тема)
Количество часов
теория
практика
Формы контроля и аттестации
всего
Вводное занятие
0,5
0,5
1
1
2
3
1
1
2
Песочная страна
Листья осень
подарила. Почему
они разные?
(Сравнение цвета
Вводный контроль, беседа,
наблюдение, игра.
Устный опрос
Наблюдение
Выполнение заданий, опытов.
летних и осенних
листьев)
Какая бывает вода?
1
2
3
Какой бывает
воздух?
Снег, лёд и соль
1
2
3
1
2
3
Деревянный
брусочек (что такое
древесина?)
Что тяжелее?
(сравнение
предметов)
Волшебная бумага
1
1
2
1
1
2
1
2
3
Свет и тень
1
1
2
Что такое мел?
1
1
2
Чёрный карандаш
(уоль)
Магнитик волшебник
Волшебный
лоскуток
Итого:
1
1
2
1
1
2
1
1
2
13,5
18,5
32
3.2. Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Введение. Что такое опыт, эксперимент. Учимся быть исследователями.
Инструктаж по технике безопасности при проведении опытов, экспериментов, наблюдений.
Тема 2 «Песочная страна» - «Такой разный песок» - познакомить детей со свойствами песка
(состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, не марается); «Мокрый – сухой» экспериментирование с песком - учить детей различать сухой и мокрый песок. Обратить
внимание детей на то, что можно сделать постройки только из мокрого песка; «Как отделить
песок?» - дать детям представление о том, что с помощью сита просеивается сухой песок, мелкие
предметы отделяются от крупных; «Почему раздувается песок?» Игра «Испечём пирожки».
Рисуем песком (формировать умение насыпать сухой песок на клеевой рисунок, затем стряхивать
излишки песка)
Тема 3 «Листья осень подарила». Почему они разные? (Сравнение цвета летних и осенних
листьев) - формировать представления детей о том, что листья бывают разнообразной формы, цвета,
фактуры.
Опытно – экспериментальная деятельность: «Дыхание листьев»; «Как листья опадают?».
Тема 4 «Какая бывает вода?» - выявить свойства воды - опытно – экспериментальная
деятельность: «Мутная водица» - развивать представление о том, что прозрачная вода может быть
мутной; «Разноцветная водичка», «Чем может быть вода?» (жидкой - твёрдой); «Холодный горячий». Игра – забава «Весёлые кораблики» - ознакомление с тем, что в воде одни предметы
могут тонуть, а другие плавать на поверхности; Игра – забава «Круги на воде». Игра «Как вода
гулять отправилась» (Дать детям представление о том, что воду можно собрать различными
предметами (губкой, пипеткой, грушей, салфеткой); Игра «Кто живёт в воде?», Игра «Рыбалка»
Тема 5 «Какой бывает воздух?» - ознакомление со свойствами воздуха (прозрачный, невидимый,
бесцветный); «Как поймать воздух?» - формировать представление о том, что воздух есть вокруг
нас мы его вдыхаем, его можно легко обнаружить, создав движение.
Опытно – экспериментальная деятельность: «Реактивный шарик», «Буря в стакане»,
«Мыльные пузыри»; «Игры с соломинкой», «Что в пакете?», «Лодочка».
Тема 6 «Снег, лёд и соль» - сравнение свойств льда и снега, лёд твёрдый, но очень хрупкий,
состоит из кристаллов, при попадании соли кристаллы начинают разрушаться; закрепить знания о
том, что лёд и снег образованы из воды. Опытно – экспериментальная деятельность: «Лёд и
снег», «Соль и лёд», «Цветные льдинки», «Льдинка тает», «Весёлый снеговик».
Тема 7 «Деревянный брусочек» (что такое древесина?) - научить узнавать вещи, изготовленные
из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая;
степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
Опытно – экспериментальная деятельность: «Какой брусочек?»
Конструирование «Мостик через речку»
Игры с мячом «Назови деревянный предмет»
Тема 8 «Что тяжелее?» - продолжать формировать представление о том, что предметы бывают
легкие и тяжелые; продолжать определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкиетяжелые), ознакомление со свойствами камней. «Сказка о камешке» - закрепить формирование
представлений, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми; «Какими бывают камни?» сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить
классификации по разным признакам; «Волшебный камешек» - мокрые камни меняют свой цвет;
«Теплый камешек» - сформировать представление о свойствах камня.
Тема 9 «Волшебная бумага» - ознакомление с качеством и свойствами бумаги (научить
узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень
прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвётся, режется горит).
Опытно – экспериментальная деятельность: «Послушай, как шуршит бумага» - закрепить
знания детей о бумаге и её свойствах; «Легко ли рвется бумага?»; «Тонет – не тонет».
Тема 10 «Свет и тень» - знакомство со значением света.
Опытно – экспериментальная деятельность: «Что в коробке?» - познакомить со значением
света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через
непрозрачные предметы; «Солнечные лучики» - познакомить детей с свойствами солнечных лучей;
«Свет повсюду» - объяснить детям значение света, рассказать, что источники света могут быть
природные (солнце, луна, костёр) и искусственными – изготовленные людьми (лампа, фонарик,
свеча); «Свет и тень» - познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство
тени и объекта, создать с помощью теней образы
Игры с солнечным зайчиком
Тема 11 «Что такое мел?» - знакомство с природным материалом – мелом, его свойствами
(твердый, но может крошиться, оставляет следы на разных предметах, может окрашивать песок,
сырой не рисует).
Опытно – экспериментальная деятельность: «Какой мел мягче: сухой или мокрый?»;
«Что будет, если растертый мел (порошок)поместить в емкость с водой? Растворяется
ли мел?»; Какими мелками рисовать удобнее сырыми или сухими? Какими выходит ярче?
Что произойдет с камнем, если его положить в меловую воду?
Тема 12 «Чёрный карандаш (уголь)» - дать представление детям об угле, помочь выявить его
свойства (образуется от погоревшего дерева, оставляет черный след на руках, бумаге, ткани, при
надавливании крошится).
Опытно – экспериментальная деятельность: «Какой уголь?»; «Почему уголь называют
каменным?»; «Прочный ли уголь?»; «Что произойдёт, если опустим уголь в воду?.
Тема 13 «Магнитик - волшебник» - познакомить детей с магнитом, его элементарными
свойствами.
Опытно – экспериментальная деятельность: «Волшебный магнит»; «Всё ли притягивает
магнит?»; «Действует ли магнит через другие материалы?».
Тема 14 «Волшебный лоскуток» - познакомить детей со свойствами ткани (мнётся, тонкая – толстая,
мягкая, пушистая)
Опытно – экспериментальная деятельность: «Разноцветные лоскутки» - познакомить детей с
тканью разной фактуры ; Д/и «Для чего она нужна?»; «Свойства ткани»; «Из чего состоит
ткань?»
4. Планируемые результаты
Предметные результаты: накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах
Метапредметные результаты:
- обучающиеся проявляют интерес к опытно - исследовательской деятельности
Личностные результаты:
- проявляют самостоятельность в познании окружающего мира
- проявляют активность для разрешения проблемных ситуаций
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Начало занятий
Окончание занятий
Сроки зимних каникул
№
п/п
Месяц
Форма
занятия
1.
октябрь
2.
октябрь
групповая,
индивидуальная
групповая,
индивидуальная
Коли
чество
часов
1
1 октября 2025
29 мая 2026
1-7 января 2026
Тема занятия
Форма контроля
Введение. Что такое опыт, эксперимент.
Учимся быть исследователями.
Беседа
Наблюдение
1
«Такой разный песок» познакомить детей
со свойствами песка
Опытно
–
экспериментальная
деятельность: «Испечём пирожки», «Как
отделить песок?»; «Почему раздувается
песок?»
Рисуем песком
Беседа
Наблюдение
Выполнение
заданий, опытов.
Беседа
Наблюдение
Выполнение
заданий, опытов.
Беседа
Наблюдение
Выполнение
заданий, опытов.
Устный опрос
Наблюдение
Выполнение
опыта
октябрь
групповая,
индивидуальная
1
3.
октябрь
групповая,
индивидуальная
1
4.
ноябрь
групповая,
индивидуальная
2
ноябрь
групповая,
индивидуальная
1
ноябрь
групповая,
индивидуальная
2
5.
показатель
32
1
«Листья осень подарила». Почему они
разные?» (сравнение цвета летних и
осенних листьев)
Опытно – экспериментальная
деятельность: «Дыхание листьев»; «Как
листья опадают?»
«Какая бывает вода?» - выявить
свойства
воды:
«Почему
вода
прозрачная?»; «Как вода меняет цвет»;
«Какой вкус у воды?»
Опытно
–
экспериментальная
деятельность: «Мутная водица» развивать представление о том, что
прозрачная вода может быть мутной;
«Разноцветная водичка», «Чем может
быть вода?» (жидкой - твёрдой);
«Холодный - горячий». Игра – забава
Беседа
Наблюдение
Выполнение
опыта
Беседа
Наблюдение
Выполнение
опыта
6.
декабрь
групповая,
индивидуальная
1
7.
декабрь
групповая,
индивидуальная
2
8.
декабрь
групповая,
индивидуальная
1
9.
декабрь
групповая,
индивидуальная
2
10.
январь
групповая,
индивидуальная
1
11.
январь
групповая,
индивидуальная
1
12.
январь
групповая,
индивидуальная
1
13.
февраль
групповая,
индиви-
1
«Весёлые кораблики» - ознакомление с
тем, что в воде одни предметы могут
тонуть, а другие плавать на поверхности;
Игра – забава «Круги на воде». Игра
«Как вода гулять отправилась» (Дать
детям представление о том, что воду
можно собрать различными предметами
(губкой, пипеткой, грушей, салфеткой);
Игра «Кто живёт в воде?», Игра
«Рыбалка»
«Какой бывает воздух?» Беседа
ознакомление со свойствами воздуха
Наблюдение
(прозрачный, невидимый, бесцветный);
Выполнение
«Как поймать воздух?» - формировать
опытов
представление о том, что воздух есть
вокруг нас мы его вдыхаем, его можно
легко обнаружить, создав движение.
Опытно – экспериментальная
Беседа
деятельность: «Реактивный шарик»,
Наблюдение
«Буря в стакане», «Мыльные пузыри»;
Выполнение
«Игры с соломинкой», «Что в
опытов
пакете?», «Лодочка».
«Снег, лёд и соль» - сравнение свойств
Беседа
льда и снега, лёд твёрдый, но очень
Наблюдение
хрупкий, состоит из кристаллов, при
Выполнение
попадании соли кристаллы начинают
задания
разрушаться; закрепить знания о том, что
лёд и снег образованы из воды
Опытно – экспериментальная
Беседа
деятельность: «Лёд и снег», «Соль и
Наблюдение
лёд», «Цветные льдинки», «Льдинка
Выполнение
тает», «Весёлый снеговик».
опытов
Беседа
«Деревянный брусочек» (что такое
древесина?) - научить узнавать вещи,
Наблюдение
изготовленные из древесины; вычленять
Выполнение
ее качества (твердость, структура
опытов
поверхности – гладкая, шершавая;
степень прочности; толщина) и свойства
(режется, горит, не бьется, не тонет в
воде).
Беседа
Опытно – экспериментальная
деятельность: «Какой брусочек?»
Наблюдение
Конструирование «Мостик через речку»
Выполнение
Игры с мячом «Назови деревянный
опытов, фиксация
предмет»
результатов
опыта
«Что тяжелее?»
- продолжать
Беседа
формировать представление о том, что
Наблюдение
предметы бывают легкие и тяжелые;
Выполнение
продолжать определять вес предметов и
опытов
группировать предметы по весу (легкиетяжелые), ознакомление со свойствами
камней.
«Сказка о камешке» - закрепить
Беседа
формирование представлений, что
Наблюдение
дуальная
14.
февраль
групповая,
индивидуальная
1
15.
февраль
групповая,
индивидуальная
2
16.
февраль
групповая,
индивидуальная
1
17.
март
групповая,
индивидуальная
1
18
март
групповая,
индивидуальная
1
18.
Март,
апрель
групповая,
индивидуальная
1
предметы могут быть лёгкими и
тяжёлыми; «Какими бывают камни?» сформировать представление о
разнообразии внешнего вида камней,
свойствах камня, учить классификации
по разным признакам; «Волшебный
камешек» - мокрые камни меняют свой
цвет;
«Теплый камешек» - сформировать
представление о свойствах камня
«Волшебная
бумага»
ознакомление с качеством и
свойствами
бумаги
(научить
узнавать вещи, сделанные из
бумаги, вычленять ее качества
(цвет, белизна, гладкость, степень
прочности, толщина, впитывающая
способность) и свойства (мнется,
рвётся, режется горит).
Опытно – экспериментальная
деятельность: «Послушай, как
шуршит бумага» - закрепить знания
детей о бумаге и её свойствах; «Легко ли
рвется бумага?»; «Тонет – не тонет».
Свет и тень» - знакомство со значением
света.
Опытно – экспериментальная
деятельность: «Что в коробке?» познакомить со значением света, с
источниками света (солнце, фонарик,
свеча, лампа), показать, что свет не
проходит через непрозрачные
предметы; «Солнечные лучики» познакомить детей с свойствами
солнечных лучей;
«Свет повсюду» - объяснить детям
значение света, рассказать, что источники
света могут быть
природные (солнце,
луна, костёр) и искусственными –
изготовленные людьми (лампа, фонарик,
свеча); «Свет и тень» - познакомить
детей с образованием тени от предметов,
установить сходство тени и объекта,
создать с помощью теней образы
Игры с солнечным зайчиком
«Что такое мел?» знакомство с
природным материалом – мелом, его
свойствами
(твердый,
но
может
крошиться, оставляет следы на разных
предметах, может окрашивать песок,
сырой не рисует).
Опытно – экспериментальная
деятельность: «Какой мел мягче:
сухой или мокрый?»; «Что будет,
Выполнение
опытов
Беседа
Наблюдение
Выполнение
опытов
Беседа
Наблюдение
Выполнение
опытов
Беседа
Наблюдение
Выполнение
опытов
Устный опрос
Наблюдение
Выполнение
опытов
Беседа
Наблюдение
Выполнение
опытов
Беседа
Наблюдение
Выполнение
19.
апрель
групповая,
индивидуальная
1
1
20.
апрель
групповая,
индивидуальная
1
1
21.
май
22.
май
групповая,
индивидуальная
групповая,
индивидуальная
1
1
если растертый мел
(порошок)поместить в емкость с
водой? Растворяется ли мел?»;
Какими мелками рисовать удобнее
сырыми или сухими? Какими
выходит ярче?
Что произойдет с камнем, если его
положить в меловую воду?
Чёрный карандаш (уголь)» - дать
представление детям об угле, помочь
выявить его свойства (образуется от
погоревшего дерева, оставляет черный
след на руках, бумаге, ткани, при
надавливании крошится).
Опытно – экспериментальная
деятельность: «Какой уголь?»;
«Почему уголь называют каменным?»;
«Прочный ли уголь?»; «Что
произойдёт, если опустим уголь в
воду?
«Магнитик - волшебник» - познакомить
детей с магнитом, его элементарными
свойствами.
Опытно – экспериментальная
деятельность: «Волшебный магнит»;
«Всё ли притягивает магнит?»;
«Действует ли магнит через другие
материалы?»
«Волшебный лоскуток» - познакомить
детей со свойствами ткани (мнётся, тонкая
– толстая, мягкая, пушистая)
Опытно – экспериментальная
деятельность: «Разноцветные
лоскутки» - познакомить детей с
тканью разной фактуры ; Д/и «Для чего
она нужна?»; «Свойства ткани»; «Из
чего состоит ткань?»
опытов
Устный опрос,
Выполнение
задания.
Устный опрос,
Выполнение
задания.
Устный опрос,
Выполнение
задания.
Устный опрос,
Выполнение
задания.
2. Условия реализации программы
2. 1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы осуществляется в МАДОУ д/с 10 и включает следующее
оборудование:
Прозрачные и непрозрачные ёмкости.
Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки, резиновые перчатки.
Пипетки, шприцы пластиковые (без игл), ватные диски.
Резиновые груши разного размера.
Пластиковые трубочки.
Деревянные палочки.
Пластиковые контейнеры.
Песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
Цветные прозрачные стёклышки.
-
Лупы, зеркала, магниты.
Разные виды бумаги, ткани.
Ватные диски.
Воздушные шары, соль, сахар.
2.2. Кадровое обеспечение
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного
образования Уваровой Марией Алексеевной (стаж работы в данной должности 21 год, ВКК)
3. Формы аттестации и оценочные материалы
Результативность освоения дополнительной общеразвивающей программы «Академия наук»
отслеживается с помощью диагностической карты мониторинга, в которую включены
интегрированные результаты освоения программы: личностные, мета предметные, предметные.
Результат освоения программы обучающимся:
0 – 8 баллов – низкий уровень;
9 – 16 баллов – средний уровень;
17 – 21 балл – высокий уровень.
Личностные и метапредметные результаты отслеживаются посредством наблюдения за
динамикой развития обучающегося в процессе освоения программы.
Значение личностных и метапредметных результатов обучающегося:
3 балла – качество проявляется систематически;
2 балла – качество проявляется ситуативно;
1 балл – качество не проявляется.
Предметные результаты отслеживаются в виде учета индивидуального результата,
обучающегося по контрольным мероприятиям теоретической, практической подготовки.
Контроль теоретической подготовки осуществляется в конце каждого полугодия и года.
Контроль практической подготовки осуществляется в процессе наблюдения за применением знаний
при использовании оборудования и проведения опытов
2 балла – хорошо;
1 балл – удовлетворительно.
4. Методические материалы
Программа предусматривает два вида занятий: теоретические и практические
занятия.
Практическая
часть
программы
предусматривает
групповую
форму
работы при выполнении заданий и опытов.
На занятиях используются следующие методы обучения:
словесный (беседа, рассказ, диалог);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
репродуктивный (воспроизводящий);
мотивации и стимулирования (формирование интереса к занятиям); проблемный (проблему
перед детьми ставит педагог, дети решают с помощью педагога);
частично-поисковый (самостоятельный поиск ответа на поставленную задачу).
Программа предусматривает использование элементов следующих образовательных технологий:
игровые, метод проектов, проблемное обучение, развивающее обучение, экспериментирование.
Занятия предполагают использование фронтальных, индивидуальных и групповых форм обучения.
направленными на познавательное развитие, используются выставки, эксперименты, занимательные
игры-занятия с элементами экспериментирования фиксирование детьми результатов наблюдений в
альбоме для последующего повторения и закрепления.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы, фотовыставки.
5. Список литературы и источников информации
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментальноисследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная
педагогика. - 2011. - № 3.
2. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н.
П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М.: Наука, 2010.
3. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском
саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А.
Королева. - СПб: Детство-Пресс, 2015.
5. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность младших дошкольников //
Ребенок в детском саду. - 2009. - №3.
6. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст /
И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество России, 2010.
7. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В.
Марудова. - СПб: Детство-Пресс, 2015.
8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под
редакцией Л. Н. Прохоровой – 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005.
9. Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности
дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. - СПб: Детство-Пресс, 2015.
10. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс,
2015.
11. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования / И. А.
Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. - №12.
12. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство познания
окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. – 2012.