Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы………………………3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………...3
1.2. Цель и задачи……………………………………………………...6
1.3. Содержание программы…………………………………………..6
1.4. Планируемые результаты освоения программы……………….11
2. Условия реализации программы……………………………………….12
2.1. Материально-техническое обеспечение…………………………12
2.2. Кадровое обеспечение…………………………………………….12
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы…………12
2.4. Методические материалы………………………………………...14
2.5. Список литературы и источники информации………………….15
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Шашки и шахматы – интеллектуальные игры, и именно такие игры
развивают память, логическое мышление, пространственное воображение,
внимание, целеустремленность, а также способность принимать решения в
условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность.
Интеллектуальные игры учат мыслить системно стратегически, развивают
способность к анализу, а самое главное - учат создавать внутренний план
действий, или, проще говоря, действовать в уме. Интеллектуальные игры
учат правильно относиться к неудачам и ошибкам - анализировать причины,
делать выводы и применять их в следующий раз.
Помимо интеллекта развивается изобретательность. Творческие
способности и спортивный азарт. Игра в шашки и шахматы дарит ребенку
радость творчества и обогащает его духовный мир.
При обучении игре в шахматы, стержневым моментом занятий
становится деятельность обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Помимо этого, игра в шахматы служит развитию когнитивных функций,
способствует достижению комплекса личных и метапредметных
результатов.
Дети, начиная с 5 лет, осваивают и активно используют ассоциативную
последовательность «мысль – слово» или «мысль – действие». Именно
детсадовский возраст считается самым подходящим для того, чтобы начать
поэтапное изучение правил игры в шашки и шахматы и рассмотрение
различных комбинаций.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Основанием для проектирования и реализации данной
общеобразовательной общеразвивающей программы служит перечень
следующих нормативных правовых актов и государственных
программных документов:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.201 № 273-ФЗ;
-Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в РФ»;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Муниципальное задание МАДОУ детский сад 10 на 2023 год и
плановый период 2024 и 2025 годы, утвержденным Начальником МОУО
Управление образованием городского округа Красноуфимск;
-Устав МАДОУ детский сад 10, утвержденным приказом МОУО
Управление образованием городского округа Красноуфимск от 10 июня 2022
г. № 103;
-Программа развития МАДОУ детский сад 10;
-Положение о платных дополнительных образовательных услугах
утвержденное приказом от 06.09.2024 № 116.
Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы и шашки
обусловлена поиском эффективных методов умственного развития детей
дошкольного возраста. Идея использования игры в шахматы и шашки научно
и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих
странах. Доктор психологических наук Д. Б. Богоявленская еще в 1990 году
научно оценила детские шахматы следующим образом: «Быстрота смены
моделей (в шахматах) – великолепный тренинг гибкости мышления…
Необходимость просчета ходов развивает планирующую функцию
мышления… Необходимость быстрого принятия решения при
неограниченной вариативности ситуации оттачивает ядро умственных
способностей человека… Кроме того, игра в шашки и шахматы создает
условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и
дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля…
Начинать первоначальное знакомство с основами шашек и шахмат можно в
детском саду.
Использование шахмат и шашек позволит развивать детей в процессе
игры, а игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игра в
шахматы
и
шашки
дисциплинирует
мышление,
воспитывает
сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Игра в шахматы
развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует
зарождению
логического
мышления,
воспитывает
усидчивость,
внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Шахматы и шашки в
дошкольном возрасте положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением.
Новизна Программы.
Данная программа направлена на развитие интеллекта личности
ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной и
шашечной игры, способствующей в большей степени развитию всех
психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также
развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших
качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность
в принятии решения.
Программа занятий предусматривает в кратком, описательном и
сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шахматы
и шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной
программе должны приблизить начинающего игрока к умению мысленно
рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске остроумные
комбинации, предвидеть замыслы партнера.
Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью,
создающей наиболее благоприятные условия для психологического и
личностного развития ребенка, является игра, программа предусматривает
использование в процессе обучения развивающих игры. Однако игровые
приемы являются в данном случае не самоцелью, а служат лишь
инструментом для формирования на занятиях ситуации коллективной
познавательной
деятельности,
позволяют
создать
обстановку
непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает
у ребенка естественно, как бы, само собой. Программа построена таким
образом, чтобы это желание постепенно переросло в устойчивый интерес.
Отличительной особенностью Программы является большой акцент
на начальную подготовку детей старшего дошкольного возраста,
начинающих с «нуля». В основе каждого занятия лежат игры – соревнования
и интеллектуальные викторины, что делает процесс обучения интересным и
увлекательным для старших дошкольников, при этом, предлагая выполнение
задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых
навыков, темперамент. Программа занятий по шашкам предусматривает в
кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и
практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия
по данной программе должны 4 приблизить начинающего шашиста к умению
мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске
остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим
совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо
находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Программа адресована детям старшего дошкольного возраста (5 – 7
лет).
Возрастные особенности группы
5-6лет: в старшем возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но
совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается
освоением мыслительных средств (схематизированные представления,
комплексные представления, представления и цикличности изменений).
Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному
(творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое)
мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения.
Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он
наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг,
в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы
отличить существенное от второстепенного. Развитие воображения
позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно
разворачивающиеся истории.
К пяти годам ребенок уже способен правильно произнести почти все
звуки речи. Ребенок бегло излагает свои мысли. Кроме коммуникативной,
развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится
последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об
этом.
6-7лет: К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая
компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он
способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний,
умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое положительное отношение
к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность
и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в
меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во
внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве
(считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. Воображение
формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности
и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок
осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает
необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного
возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются
действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ
воображаемого объекта; образ действия с объектом. Ребенок организует свое
внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.
Режим, периодичность и продолжительность занятий.
Рекомендуемый минимальный состав группы - 10 человек,
максимальное число детей, обучающихся в одной группе - 20 человек.
Объем и срок освоения программы: Общий объем программы - 64
часа. Рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю.
Продолжительность занятия 25-30 минут.
Форма обучения: очная. На занятиях используются групповой,
фронтальный и индивидуальный способы организации, зависящие от
поставленной цели и задач.
Место обучения: занятия проводятся в кабинете познавательного
развития или группе МАДОУ детский сад 10 го Красноуфимск.
Виды занятий: беседы, обсуждения, практические занятия, анализ и
решение проблемных ситуаций, турниры.
Формы подведения итогов по отдельным темам программы и по
итогам реализации общеразвивающей программы: устный опрос, решение
задач, практическое занятие, открытое занятие, игра, турнир.
1.2.
Цель и задачи Программы
Цель: раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности
воспитанников в процессе обучения игре в шашки и шахматы.
Задачи
Обучающие:
Познакомить детей с теорией шашечной игры.
Обучить технике игры в шашки.
Развивающие
Развивать умственные способности: умение производить расчеты на
несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Развивать логическое и стратегическое мышление и способность к
самостоятельному принятию решений.
Активизировать мыслительную деятельность дошкольников:
тренировка памяти и наблюдательности.
Развивать умение ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
Воспитывать положительное отношения к шашкам и шахматам как к
серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую
направленность.
Воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к
победе.
Вырабатывать у воспитанников умение применять полученные знания
на практике.
1.3.
Содержание Программы
Программой предусматривается 32 занятия по шашкам (одно занятие в
неделю) для старшей группы и 32 занятия по шахматам (одно занятие в
неделю) для подготовительной группы. Ha каждом из занятий
прорабатывается элементарный шашечный и шахматный материал с
углубленной проработкой отдельных тем.
В группе 6-7 лет основной упор на занятиях делается на детальном
изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых
возможностей.
1.3.1. Учебный (тематический) план
«Шашки» (группа 5-6 лет)
Раздел (тема)
Теория Практика
Количество
часов
Формы контроля
и аттестации
1.
Организационное
занятие.
История шашечной
игры
2.
Шашечная доска,
дорожки шашечной
доски
3.
Азбука
шашечной игры
4.
Правила
шашечной игры
5.Игра «Русские
шашки»
6.Шашечные
соревнования
Всего
0,5
0,5
1
1
2
3
1
3
4
1
5
6
1
10
11
0,5
6,5
7
6
26
32
Опрос , анализ
выполненных
заданий, беседа,
самостоятельная
работа,
педагогическое
наблюдение
«Шахматы» (группа 6-7 лет)
Раздел (тема)
1.Организационное
занятие.
История шахматной
игры
2.Шахматная доска,
дорожки
шахматной доски
3.Шахматная
нотация
4.Шахматные
фигуры
5.Шахматная игра
Всего
Теория Практика Количество
часов
1
1
Формы
контроля и
аттестации
2
1
8
9
1
2
3
2
10
12
1
6
5
25
6
32
Опрос , анализ
выполненных
заданий, беседа,
самостоятельная
работа,
педагогическое
наблюдение
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
«Шашки» (группа 5-6 лет)
1. Организационное занятие. История шашечной игры.
Теория: Организация занятий и основные требования. Вводный инструктаж
по правилам поведения в кабинете, технике безопасности. История о
возникновении шашечной игры. Познакомить с шашечной терминологией.
Практика: дидактическая игра «Клетка», просмотр мультфильма «Про
поросенка, который умел играть в шашки».
2.
Шашечная доска, дорожки шашечной доски.
Теория: Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки.
Шашечные дороги: вертикаль, горизонталь, диагональ. Расстановка шашек.
Какие шашки называют простыми. Где находится большая дорога, тройник,
двойник, косяк.
Практика: Выполнение заданий из рабочей тетради. Чтение дидактической
сказки «Королевство шашек». Игровое задание: «Как ходят шашки», «На
сколько клеток можно сделать ход, что значит простая шашка». Применение
знаний, полученных в процессе теоретической подготовки в игре шашки.
Дидактическая игра «Кто больше назовет предметов, расположенных
горизонтально», «Кто больше назовет предметов, расположенных
вертикально». Дидактическое упражнение «Каждой фигуре – свой домик»
(расставить шашки на доске).
3.
Азбука шашечной игры
Теория: Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес свое название Поля обозначены цифрами и буквами сначала говорится
название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом
цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4).
Практика: Игровые упражнения «Самый меткий стрелок». «Назвать все
поля, из которых состоят вертикали и горизонтали», «Гуляем по
дорожкам…(а, в, с…), «На лифте» (до нужной цифры - «этажа»), «Быстрые
ракеты» (диагонали – самая длинная, короткая).
4.Правила шашечной игры.
Теория: Познакомить детей с понятиями «начало игры», «середина игры»,
окончание (Эндшпиль)», «ничья», «победа». Познакомить с основными
правилами: Если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на
соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны
срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с
доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно.
Познакомить с правилом «Простая шашка», достигнув дамочного поля,
превращается в дамку.
Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на
выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие
с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Чтение худ литературы «Сеня,
Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б Стихотворение
Юровскй Е.М. «Перед боем шашки в ряд на земле своей стоят».
Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее
построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов:
поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.
5.Игра «Русские шашки»
Теория: Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в
шашки. Воспитывать усидчивость. Познакомить детей с мастерами нашей
страны. Развивать чувства гордости за Родину. Познакомить детей с
правилами игры в «Поддавки», отличия от игры в шашки.
Практика: Практическое закрепление материала. Решение шашечных задач.
Совершенствовать навыки игры в шашки.
6.Шашечные соревнования.
Теория: Познакомить с правилами поведения во время игры
Практика: Подведение итогов года. Соревнования между игроками в
детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры.
«Шахматы» (группа 6-7 лет)
1. Организационное занятие. История шахматной игры.
Теория: Организация занятий и основные требования. Вводный инструктаж
по правилам поведения в кабинете, технике безопасности. История о
возникновении шахматной игры. Познакомить с шахматной терминологией.
Практика: чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных
чудес», дидактическая игра «Клетка», дидактические игры на
пространственную ориентировку.
2. Шахматная доска, дорожки шахматной доски.
Теория: Знакомство с общими понятиями: шахматная доска и шахматы.
Шахматные дороги: вертикаль, горизонталь, диагональ. Расстановка шахмат.
Практика: Выполнение заданий из рабочей тетради. Тренировочные
упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Чтение сказки
«Шахматная беседка». И.Г. Сухина. Рисование шахматной доски,
дидактическая игра «Да-нет». Игры «Составь доску», «Шахматное лото»,
«Пройди и назови поле».
3. Шахматные фигуры.
Теория: Знакомство с шахматными фигурами, с расстановкой фигур перед
шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальным положением фигур, понятием «Легкая и тяжелая
фигуры».
Практика: Чтение сказки «Чудесные фигуры"», «Совсем этот слон на слона
не похож» Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек»,
«Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?"», «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»,
«Ограничение подвижности». Практически упражнения. Загадки из
тетрадки.
4.
Шахматная игра.
Теория: Формировать представления о комбинациях «шах», «мат»
(«комбинация» и «вилка» - двойной удар).
Практика: Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на
определенную и на неизвестную тему.
1.4. Планируемые результаты освоения программы:
«Шашки» (группа 5-6 лет)
знает историю шашек, правила игры в шашки, правила участия в
соревнованиях, шашечную нотацию.
умеет решать стандартные комбинации в 2-3 хода и этюды в 4-5 ходов,
самостоятельно работать с дидактическими материалами.
«Шахматы» (группа 6-7 лет)
имеет представление о шахматной доске, об элементарных правилах
игры в шахматы;
владеет основными шахматными терминами;
правильно размещает доску между партнерами;
ориентируется на шахматной доске;
различает и называет шахматные фигуры;
правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в
начальное положение перед партией;
умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с
другими фигурами;
умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
знает правила хода, взятие каждой фигуры.
2. Условия реализации программы
2.1. Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется в кабинете познавательного развития и в
групповых помещениях МАДОУ детский сад 10.
Технические характеристики кабинета познавательного развития
Общая площадь зала (кв.м)
20,2 кв. м
Освещение естественное
1 окно
Освещение искусственное
лампы дневного света с защитой
Уровень освещенности
норма
Наличие системы пожарной безопасности
имеется
Наличие системы отопления
имеется
Возможность проветривания помещения
имеется
Оборудование:
- компьютер;
- ноутбук;
- принтер;
- настенная демонстрационная доска с магнитными фигурами;
- шахматные часы;
- шахматы в комплекте.
Расходные материалы:
- бумага А4;
- карандаши.
2.2. Кадровое обеспечение
Реализация программы
педагогом дополнительного
Борисовной.
и подготовка занятий осуществляется
образования Поздняковой Светланой
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способом определения результативности реализации Программы
«Умные клетки» является диагностика. Диагностирование детей проводиться
в игровой форме, 2 раза в год (сентябрь и май). Результаты диагностики
педагог вносит в диагностическую карту.
Диагностический мониторинг
Для определения уровня способностей детей в начале и конце года
проводится педагогическая диагностика по следующим критериям:
Формы педагогической диагностики:
- педагогические наблюдения;
- открытые занятия с последующим обсуждением;
- итоговые занятия;
Результаты педагогической диагностики могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
В режиме дня педагог создает диагностические ситуации, чтобы
оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Каждый ответ оценивается по трех бальной системе:
3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание
2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется
при незначительной помощи воспитателя
1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание
Критерии уровней развития детей
Высокий:
ребенок имеет представление о шашках и шахматах. Умеет пользоваться
линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля,
вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и
называет шахматные фигуры. Знает ходы шашечных и шахматных фигур и
их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах
взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно
выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка
развита познавательная активность, логическое мышление, воображение.
Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число.
Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет
планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный
ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве,
способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка»,
«шах» и «мат». Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных
положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь
использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У
ребенка развито логическое мышление.
Средний:
ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в
умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,
показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы
шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно»,
«больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в
сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает
геометрические фигуры в различных положениях.
Низкий:
ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,
показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет
шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет
понятие «рокировка», «шах» и «мат».
2.4 Методические материалы
Образовательный процесс осуществляется в очной форме.
Основная форма организации учебного занятия - практическое занятие.
В образовательном процессе используются следующие методы:
1. Словесный - беседа, опрос, объяснение, пояснение, вопросы.
2. Игровой - познавательная деятельность обучающихся организуется на
основе содержания, условий и правил игры.
3. Наглядный: демонстрация игры.
4. Практический: практические задания.
Выбор методов обучения осуществляется, исходя из анализа уровня
готовности обучающихся к освоению содержания Программы, степени
сложности материала. На выбор методов обучения значительно влияет
персональный состав группы, индивидуальные особенности, возможности и
запросы детей.
Образовательный процесс строится на следующих принципах:
- принцип научности. Его сущность состоит в том, чтобы ребёнок
усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность,
составляющие основу соответствующих научных понятий;
- принцип наглядности. Наглядные образы способствуют правильной
организации
мыслительной
деятельности
ребёнка.
Наглядность
обеспечивает понимание, прочное запоминание;
- принцип доступности, учёта возрастных и индивидуальных
особенностей детей в процессе обучения по программе. Предполагает
соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем
развития, подготовленности детей. Переходить от лёгкого к трудному, от
известного к неизвестному;
- принцип осознания процесса обучения. Данный принцип предполагает
необходимость развития у ребёнка рефлексивной позиции: как я узнал новое,
как думал раньше. Если ребёнок видит свои достижения, это укрепляет в нём
веру в собственные возможности, побуждает к новым усилиям. И если
ребёнок понимает, в чём и почему он ошибся, что ещё не получается, то он
делает первый шаг на пути к самовоспитанию;
- принцип воспитывающего обучения. Обучающая деятельность
педагога, как правило, носит воспитывающий характер. Содержание
обучения, формы его организации, методы и средства оказывают влияние на
формирование личности в целом.
Формы обучения:
фронтальная – предполагает работу педагога сразу со всеми
обучающимися в едином темпе и с общими задачами. Для
реализации обучения используется компьютер педагога;
групповая – предполагает, что занятия проводятся с подгруппой.
Для этого группа делится на подгруппы не более 6 человек,
работа в которых регулируется педагогом;
индивидуальная – подразумевает взаимодействие преподавателя
с одним обучающимся. обучающийся получает для
самостоятельного выполнения задание, специально для него
подобранное в соответствии с его подготовкой и возможностями.
Как правило, данная форма используется в сочетании с
фронтальной. Часть занятия (объяснение новой темы)
проводится фронтально, затем обучающиеся выполняют
индивидуальные задания или общие задания в индивидуальном
темпе.
2.5. Список литературы и источников информации
1. Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. - М.:
Просвещение, 1983;
2. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. - М.:
Детская литература, 1980;
3. Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. - Л.:
Детская литература, 1985;
4. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. - М.: Эгмонт Россия
Лтд, 2004;
5. Г.М. Зенков «Первый шаг» («Пласт», 1993г., Кемеровская
область).
5.
В.Г.
Гришин
«Малыши
играют
в
шахматы»
(Москва
«Просвещение» 1991г.)