ДОП Артландия

1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная
Актуальность программы: дополнительная общеразвивающая программа «Мир Чудес» (далее программа)
разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014г.
№1726-р,

методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России
от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении порядка применении организациями, осуществляемыми образовательную
деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ»;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России от
30.09.2020 г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- «Методические рекомендации для субъектов РФ программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России
от 28.06.2019 г. № МР-81/02вн)»;
- Постановление Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования организации воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;

- «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в
систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области»
(Приложения к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодежи» от 26.02.2021 г. № 136-д);
-Устав МАДОУ детский сад 10;
- Положение о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МАДОУ
детский сад 10, разработана в соответствии с социальным заказом и реализуется в МАДОУ детский сад 10.
Дошкольное образование в России в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития
ребёнка. С психологической же точки зрения, специфика развития в дошкольном возрасте заключается не
столько в овладении ребенком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки,
эмоционально-волевой

сферы,

нравственных

ценностей,

смыслов

и

установок,

а

также

социально-

психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательным
программам с учетом следующих характеристик дополнительного образования детей:
свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальные возможности и потребности
обучающегося;
вариативное содержание образовательного процесса, направленного на формирование и развитие
человеческого потенциала с учетом возрастных особенностей и сенситивных периодов;
отсутствие образовательных стандартов содержания дополнительного образования детей и доступность
глобального знания и информации для каждого;
отсутствие эффекта сравнения достижений одного ребенка с достижениями другого, и оценка
образовательных результатов на основании личностно-значимых ценностей;

деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на организацию социального
опыта ребенка, социальной мобильности, адаптивности, ответственности;
сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с обучающимися на уровне «человек - человек».
Направленность программы: Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развитие
личности ребенка через развитие инициативы, творческих способностей, познавательных интересов, развитие
способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ
психологической работы с детьми.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность: Содержание программы ориентировано на
эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости. Новизна данной программы
заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми.
Программа является эмоционально – развивающей, что позволяет применять ее в дополнение к реализуемой в
МАДОУ детский сад 10 основной общеобразовательной программы.
Новизна данной программы заключается в том, что содержание разработано с учетом особенностей детей с
нарушением эмоционально-волевой сферы. В программу включены здоровьесберегающие технологии
(дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры со словами, гимнастика для глаз) и
информационно-коммуникационные технологии. В реализацию программы включена возможность вовлечения
родителей и педагогов в сотворчество в форме помощи в подготовке к конкурсам.
Цель программы:
Использование средств арт-терапии в развитии эмоционально-волевой сферы, познавательных интересов и
творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Основные задачи:
Образовательные:

- способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
- обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
- формировать у ребенка потребность в саморазвитии.
- формировать навыки самоконтроля и саморегуляции
Развивающие:
- развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения;
- обучать ребенка рефлексивным умениям;
- корректировать нежелательные черты характера и поведения;
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в
процессе общения;
Участники программы: дети 3-7 лет
Срок обучения: 45/36/9 (час., нед., мес.)
Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня, не более 20-30 минут (в
зависимости от возраста) в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Занятия проводятся как в
подгрупповой форме (до 10 человек), так и индивидуально, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому
ребенку, что способствует учету образовательный потребностей и интересов детей.
Форма обучения: очная.
Объем программы: 36 часов
Виды занятий: Основная форма организации образовательного процесса – учебное занятие. Также

применяются формы: беседы, творческие мастерские, занятие - игра, занятие – праздник, открытые занятия.
1.2. Учебный (тематический) план.
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий.
Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждого года основывается на
трех тематических блоках.
№

Тема (раздел)

п/п

Основные задачи

1

Количество часов
Всего

Теория

Формы
Практика

контроля

«Я и мой мир» Побуждение каждого участника к
самораскрытию

через

Открытые

спонтанное

занятия – 1

творчество, проявлению отношений и

раз в месяц;

эмоциональных реакций, обсуждению
предложенных

тем,

45

-

45

предоставлению

посещение
занятий

обратной связи, анализу групповых

руководител

ситуаций,

ем

проблем

отдельных

участников.

2

Открытые

«Эмоции и чувства» Создание

в

группе

взаимного
доброжелательности,
взаимопомощи,
поддержки.

атмосферы
принятия,

безопасности,
эмоциональной

занятия – 1
45

-

45

раз в месяц;
посещение
занятий
руководител

ем
Открытые

«Социальные навыки» -

3

Формирование
групповых

норм

значимых

занятия – 1

взаимодействия,

раз в месяц;

развитие ценных социальных навыков,

45

-

45

улучшение межличностных отношений.

посещение
занятий
руководител
ем

ИТОГО:

135

-

135

№ п/п

Возраст воспитанников

Всего часов

1

3-4 года

12 часов

2

4-5 лет

15 часов

3

5-7 лет

18 часов
1.3. Содержание учебного (тематического) плана.
Общие принципы и содержание программы

Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе,
чувство защищённости и жизненные успехи. Во многом это зависит от того, как складываются отношения
ребёнка с окружающим миром, людьми.
Принципы содержания программы:
1. Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый
день недели. Конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя

заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций (таких как: дополнительные объяснения,
ответы на вопросы, дополнительная игровая ситуация).
2. Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях МАДОУ и в семье: для
эффективной реализации программы родители выступают активными участниками педагогического процесса и
познания внутреннего мира своего ребёнка. Это реализуется через беседы со своим ребёнком на конкретно
предложенные педагогом темы; через родительские встречи содержательного характера, связанные с тематикой
программы, на которых обсуждаются достижения детей; через индивидуальные беседы педагога с родителями,
если возникают проблемные ситуации в воспитании или в семье; через совместную деятельность детей,
родителей и педагога по темам программы; через проведение тренингов.
3. Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого
ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий.
4. Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия,
стимулирующих творческую активность ребёнка.
5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы,
и степени активности.
Реализация программного материала рассчитана на 3 года. Планируется проведение одного занятия в неделю
с детьми во второй половине дня, и одной встречи в две-три недели с родителями. (Количество встреч с
родителями может варьироваться в зависимости от потребности).
Занятия с детьми проводятся с учётом индивидуальных особенностей детей. В занятия включены элементы:
изотерапии, цветотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, песочной терапии, игротерапии, что во многом
повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к
окружающему миру, выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в

суждениях, для полноценного развития эмоционального интеллекта.
Краткое описание направлений.
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов
изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное
воздействие рисования в психотерапевтических целях. Щадящая методика такой психотерапевтической практики
позволяет успешно использовать изотерапию в работе не только с взрослыми, но и с маленькими детьми.
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии
неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние.
Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного
состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.
Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической
психологии.

Сказкотерапия

разнопланово

использует

потенциал

сказок,

открывающий

воображение,

позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. В ходе сказкотерапии, сказка может
использоваться по-разному. Например, педагог предлагает ребенку обсудить трактовки сказки, или придумать
сказку самостоятельно, или представить себя одним из персонажей, или инсценировать сказку. Эти и другие
методы сказкотерапии выбираются в зависимости от конкретной ситуации.
Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализуется при помощи музыки. Использование
музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии консультируемый получает
возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально
подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает
преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это
способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на
бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую
целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Игротерапия — вид психотерапии, в которой педагог использует терапевтическое воздействие игры, чтобы
помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и
эмоциональное развитие.
Структура занятия
Этапы работы

Комментарий
Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и

Ритуал приветствия.

принятия.
Разминка
эмоциональное

–

воздействие
состояние

на

Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.

детей, Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными

уровень их активности.

упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального
состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение;
другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.

Основное содержание занятия
совокупность

–

Техники направлены одновременно на развитие познавательных процессов,

психотехнических формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен

упражнений и приемов, направленных порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность
на решение задач данного занятия предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния
(изотерапия,
сказкотерапия,

игротерапия, ребенка:

от

подвижного

музыкатерапия, релаксационной технике.

к

спокойному,

от

интеллектуальной

игры

к

песочная
ситуаций,

терапия,
групповая

проигрывание
дискуссия,

творчесво).
Рефлексия – оценка занятия (беседы).

Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо –
было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

Ритуал прощания.

По аналогии с ритуалом приветствия.

Введение и “разминка” (5минут)
Этап творческой работы (15минут)
Этап обсуждения (10минут)
*(В зависимости от возраста воспитанников)
1.4. Планируемые результаты:
 позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я,
осознание внутренних ресурсов;
 развитие моторных способностей детей через овладение ручными многообразными операциями,
влияющими на их психофизиологические функции;
 снижение эмоциональной тревожности;
 повышение самооценки;
 развитие коммуникативных навыков;
 развитие самосознания;
 улучшение детско-родительских отношений;
 закрепление положительных поведенческих реакций.

Данная цель реализуется через ряд задач сформированных и отражённых в трех основных разделах
программы:
1. «Я и мой мир»
- помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и
неповторим, как каждый человек;
- раскрыть в ребёнке его потенциал общения, развивать и совершенствовать его возможности поддерживая в
ситуациях, как успеха, так и неудачи.
2. «Эмоции и чувства»
- научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, переживания;
- знакомить ребёнка с языком эмоций, учится пользоваться ими для проявления собственных чувств и
переживаний, и для понимания эмоционального состояния другого.
3. «Социальные навыки»
- обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми;
- формировать коммуникативные навыки;
- учить устанавливать и поддерживать контакты, решать конфликтные ситуации в общении.
Блок 1. «Я и мой мир»
Уверенность в себе является важным качеством человека как личности. Она позволяет иметь и отстаивать
собственное мнение, доверять себе и своим чувствам.
Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления
его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему
пониманию других людей и самого себя.

Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том
числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого педагогам важно обсуждать с
детьми тот или иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться
понять его сокровенные мечты и желания. Важно также помочь детям познакомиться со вкусами и
предпочтениями друг друга, увидеть, что они разные. Это закладывает основу для формирования в более старшем
возрасте толерантности (терпимости) к другим. При этом педагог учит детей тому, что стремление к
удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей.
Уверенность в себе связана с осознанием человеком своих внешних и внутренних особенностей, поэтому в
старшем дошкольном возрасте важно формировать у ребенка достаточно точные представления о своей
внешности, семейном сходстве наряду со знаниями о бесконечном разнообразии внешнего облика людей — детей
и взрослых. Например, в процессе изобразительной деятельности ребенок может нарисовать свой собственный
портрет или портрет своей семьи.
Блок 2. Эмоции и чувства
Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития личности. Известно, что
детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в устойчивые
привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются более глубокие чувства
(любовь, ненависть и др.). Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного
воспитания. Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с
другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми и
правдивыми, эмоционально отзывчивыми.
Проявлять эмоциональную отзывчивость дети нередко способны уже в младшем дошкольном возрасте.
Вместе с тем педагогу важно специально знакомить ребенка со своеобразным эмоциональным букварем, так как

передать наши чувства другим, сделать их понятными можно с помощью не только слов, но и особого языка
эмоций, столь необходимого в общении. Радость и грусть, гнев и обида — обо всем этом и о многом другом
могут рассказать позы, жесты, мимика. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для
выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей.
Многие темы этого раздела для детей младшего дошкольного возраста предусматривают привлечение
материала знакомых сказок. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с помощью педагога
смогут сопоставить их с собственным личным опытом. Это поможет им разобраться в непростых жизненных
ситуациях и основных эмоциональных состояниях. Соответствующие темы предоставляют педагогам возможность побеседовать с детьми о чувстве страха и одиночества.
В более старшем возрасте дети уже должны иметь представление об основных настроениях и
эмоциональных состояниях людей. Педагог обучает их не только выражать свои эмоции так, чтобы они были
ясны окружающим, но и по внешним проявлениям понимать, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек. Некоторые темы для детей этого возраста направлены на дальнейшее приобщение
ребенка к языку эмоций.
Кроме того, дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, а также с
соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями.
Содержание раздела поможет взрослым понять эмоциональный мир детей, осознать, что именно их
тревожит и радует. Это позволит при необходимости уделить каждому ребенку, который испытывает
эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть негативные, а порой и тяжелые переживания,
связанные с объективными жизненными проблемами.
Таким образом, педагог сможет установить с детьми более доверительные отношения, что, несомненно,
облегчит процесс воспитания.

Блок 3. Социальные навыки
Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Как обеспечить ребенку комфортное существование
в среде сверстников? Как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в
детстве, но и в зрелом возрасте?
Темы настоящего раздела предполагают обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и
умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать ее крайнего проявления — драки.
Раздел предполагает также обучение нормам и правилам общения. При этом педагог должен помочь детям
понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться,
соблюдать очередность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение.
Для того чтобы научить детей правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим
сверстникам, педагог может предложить детям проблемные ситуации, разрешение которых поможет им в овладении определенными коммуникативными навыками, или сюжеты для игр различного содержания.
Данный раздел призван также специально обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения
со сверстниками.
Необходимо отметить, что представленная на основе трех разделов структура программы рассматривается
как примерная и носит рекомендательный характер, т. е. задает только основу планирования педагогического
процесса. При более подробном знакомстве с программой можно заметить, что обозначенные три раздела тесно
связаны между собой и их содержание постоянно перекликается. Поэтому педагог вправе варьировать
программное содержание и его последовательность, при необходимости отступая от предложенной структуры.

Название темы

Цели
Побуждение

«Я и мой мир» -

каждого

Краткое описание направлений
участника

к

Содержание

этого

раздела

предполагает

оказание

самораскрытию через спонтанное творчество,

необходимой помощи каждому ребенку для преодоления

проявлению отношений и эмоциональных

его неуверенности в себе, поддержку его положительной

реакций, обсуждению предложенных тем,

самооценки, а также будет способствовать лучшему

предоставлению обратной связи, анализу

пониманию других людей и самого себя.

групповых ситуаций, проблем отдельных
участников.
«Эмоции
чувства» -

и

Создание в группе атмосферы взаимного

Содержание

принятия,

доброжелательности,

эмоциональный мир детей, осознать, что именно их

взаимопомощи,

тревожит и радует. Это позволит при необходимости

безопасности,
эмоциональной поддержки.

уделить

раздела

каждому

поможет

ребенку,

взрослым

который

понять

испытывает

эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь
преодолеть негативные, а порой и тяжелые переживания,
связанные с объективными жизненными проблемами.
Таким образом, педагог сможет установить с детьми более
доверительные отношения, что, несомненно, облегчит
процесс воспитания.
«Социальные

Формирование значимых групповых норм

Темы настоящего раздела предполагают обучение детей

навыки» -

взаимодействия,

ценных

анализу причин межличностных конфликтов и умению

улучшение

самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору.

социальных

развитие
навыков,

межличностных отношений.

Раздел предполагает также обучение нормам и правилам
общения. Данный раздел призван также специально
обучить детей позитивным поддерживающим приемам
общения со сверстниками.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Условия реализации программы.
Программа носит составительский характер и разработана на основе авторской программы М.С. Вальдес
Одриосола, В.Г. Калягина «Арт-терапия в системе психолого - педагогического сопровождения детей с нормальным
и нарушенным развитием», с учётом рекомендаций методических пособий «Арт-фантазия» (автор Чуриловой Э.Г. ,
2004 г.), «Мир песочных фантазий» (автор Е.А. Тупичкина 2007).
Образовательный процесс организуется с учетом следующих принципов: дифференциации, вариативности,
адаптивности, непрерывности и преемственности, практической направленности, научности, интегративности,
наглядности и доступности.
№

Тема (раздел)

Формы занятий

Приёмы и методы

п/п

Формы

подведения

итогов
1.Изотерапия.

1.Беседа.

1.

2.Цветотерапия.

2.Психогимнастические

обсуждение

3.Музыкотерапия.

упражнения.

работ.

4.Сказкотерапия.

3.Работа с пособиями.

«Социальные

5.Песочная терапия.

4.Игротренинг.

навыки»

6.Игротерапия.

5.Релаксационные упражнения.

«Я и мой мир»

«Эмоции и чувства»

Общий

просмотр

и

выполненных

2. Выставки лучших работ.

6.Проигрывание ситуаций.
7.Групповая дискуссия

Важнейшим в детском творчестве является процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный
результат. Поскольку именно в процессе творческой работы происходит развитие личности ребёнка: развиваются

мышление, эмоциональный контроль, происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие
произвольные психические функции. Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста имеет
огромное значение для последующего их развития, становления личности. Дошкольный возраст является самым
сенситивным для развития творческого мышления.
Программа предполагает привлечение родителей к участию в творческих отчётах, совместных
мероприятиях. Всё это помогает поддерживать интерес к учебным занятиям. Главное в занятиях творчеством создать между педагогом и детьми атмосферу доброты, любви и психологического комфорта, «ситуации успеха»
для каждого ребёнка.
Дидактический материал, техническое оснащение
1.Занятия проходят в отдельном, специально оборудованном помещении.
2. Литературно-художественные материалы: стихи, загадки, сказки, рассказы, картотеки бесед.
3. Фонотека – музыкальные произведения различного жанра: классическая, релаксационная музыка, детские
песенки, используемые для фона, сопровождающего творческую деятельность детей и для усиления чувствования
в игровой ситуации в соответствии с разработанными темами.
4. Комплекс дидактических, развивающих, психопрофилактических и подвижных игр.
Для реализации программы созданы условия:
1. Кабинет познавательного развития.
2. Ноутбук.
3. Музыкальная колонка.
4. Мультимедийный проектор.

5. Мультимедийный экран.
6. Картотека комплексов упражнений артикуляционной гимнастики.
7. Картотека комплексов упражнений пальчиковой гимнастики.
8. Картотека комплексов упражнений дыхательной гимнастики.
9. Картотека по психогимнастике
10. Картотека игр с агрессивными детьми

Наименование
1. Кисти художественные.
2. Фломастеры.

Количество
10 шт.
10 наборов

3. Карандаши цветные.
5. Мягкий пластилин
6. Краски акварельные.
7. Гуашь.
8. Ножницы.
9. Клей канцелярский и ПВА.
10. Бумага для рисования (А1, А3, А4).
11. Бумага для черчения (ватман А1, А3, А4).
12. Мелки для рисования.
13. Оргстекло.
14. Подносы пластмассовые для песка.
15. Песок кварцевый.
16. Картон цветной.
17. Бумага цветная.
18. Пластилин.
19. Бумага бархатная.
20. Кукольный театр.

10 наборов
10 наборов
10 шт.
10 наборов
10 шт.
10 шт.
1 набор
1 набор
5 наборов
10 шт.
10 шт.
1 набор
10 наборов
10 наборов
10 наборов
1 набор
2 набора

21. Наборы синельной проволоки.

10 наборов

22. Наборы фетра.
23. Наборы фоамирана.
24. Нитки для шитья и вязания

3 набора
1 набор
1 набор

Сведения о разработчике
Фамилия, Имя, Отчество
Занимаемая должность
Повышение квалификации

Россихина Ирина Леонидовна
Педагог-психолог, 1КК
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» по
дополнительной профессиональной программе «Организационно - методическое
обеспечение дополнительных общеразвивающих программ» в объеме 24 часа
(2019г.).

2.2. Формы аттестации и оценочные материалы.
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся по
программе, осуществляется согласно календарного учебного графика. Формы текущего контроля и промежуточной
аттестации обучающихся:


Вводный (наблюдение за поведением детей в учебной, игровой и свободной деятельности , диагностика

эмоционально-волевой сферы, опрос педагогов, родителей).


Текущий (наблюдение за поведением детей в играх, на занятиях, в свободной деятельности, этюдах,

упражнениях, открытые занятия для родителей, контрольные задания).


Итоговый: наблюдение в учебной, игровой и свободной деятельности, участие в конкурсах, диагностика.

Задача педагогической диагностики - получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях
развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию
образовательной деятельности.

Ф.И. ребенка

Знание основных

Умение распознавать

Воспитание

Повышение

Формирование

эмоций человека

свои эмоции и чувства

доброжелательного

самооценки

коммуникативных

отношения друг к другу
Начало

Конец

Начало

года

года

года

Конец года Начало года Конец года

навыков
Начало

Конец

Начало

Конец

года

года

года

года

Мониторинг проводиться 2 раза в год (сентябрь, май). В процессе наблюдения за деятельностью детей
делается вывод о соответствии одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей)
формирования интегративного качества: высокому, среднему, низкому.
Высокий – выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) взрослого
Средний – выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого
Низкий – выполняет отдельные действия самостоятельно, основные – в совместной со взрослым
деятельности

2.3. Список литературы:

1.

Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», ТЦ «Сфера», М., 2003г.

2.

Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», Спб, «Речь», 2006г.

3.

Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Развивающая сказкотерапия для детей», СПб. «Речь», 2006 г.

4.

Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми»: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей

и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006г.
5.

Копытин А. И., Свистовская Е. Е. «Арт - терапия детей и подростков». - М.: Когито - Центр, 2007.

6.

Копытин А.И., Корт Б. «Техники аналитической арт-терапии», Спб, Речь, 2007г.

7.

Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. 224 с. обл. Речь,

СПб, 2008г.
8.

Лебедева Л.Д. «Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий», Спб, Речь, 2008г.

9.

Монина Г.Б., Ларечина Е.В. «Игры для детей от года до трех лет», Спб, «Речь», 2008г.

10.

Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг», Речь, Спб, 2007 г.

11.

Сакович Н.А. «Технология игры в песок – Игры на мосту», Спб, «Речь», 2008г.

12.

Штейнхард Л. «Юнгианская песочная психотерапия», Спб, «Питер», 2001г.

2.4. Приложение.
Календарный учебный график.
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
Периодичность текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся

01 сентября 2020 г.
31 мая 2021 г.
36 учебных недель
Входной контроль осуществляется в период с 01
сентября по 10 сентября. Текущий контроль
осуществляется с 10 сентября по 26 декабря, с 10 января
по 20 мая. Промежуточная аттестация осуществляется в
период с 27 по 31 декабря (за 1 полугодие), с 21 по 31
мая.

Тематический план занятий с детьми разных возрастных групп
по программе «Мир чудес»
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (5-7 лет)
Блок 1. Я и мой мир
Название
№

Содержание

Цель

занятия

реализации

п
/
п
«Встреча
1
.звездочетом»

Срок

со

1.Необычное приветствие.

1. Знакомство друг с другом и психолога

2.Знакомство. «На что похоже имя?».

с группой.

3.Встреча со звездочетом.

2.Создание сказочной атмосферы.

4.Упражнение «Ассоциации».

3.Стимулирование

5.Цветотерапия «Цвет сказки».

самовыражения.

творческого

6.Сказка звездочета.
7.Упражнение

«Герои

сказок

приходят

на

помощь».
8.Рефлексия.
9.Ритуал прощания.
Домашнее задание.
Тест: 2 «Раскрась

1.Приветствие.

1) желание выполнять задание взрослого

.картинку».

2.Обсуждение задания.

(принятие задачи для себя); 2) понимание

3.Тест.

того, что надо делать (понимание задачи).

Е

4.Рефлексия.
Игра3 "Взгляд в
.будущее"

1.Приветствие.

Развитие воображения, изобразительных

Н

2.Вхождение в сказку.

навыков, активизация мышления и речи.

Т

3.Игротренинг.

Я

4.Рисунок.

Б

5.Рефлексия.

Р

6.Ритуал прощания.
Игра 4– занятие с

1.Ритуал приветствия.

Снижение

.сухим песком

2.Разминка.

напряжения.

психофизического

.мир сказки»

в

Ь
О

3.Упражнение «Здравствуй, песок».

«Путешествие
5

С

4.Рефлексия.

К

5.Ритуал прощания.

Т

1.Приветствие.

1.Развитие творческого воображения.

Я

2.Вхождение в сказку.

2.Стимулирование

Б

3.Изготовление сказочных атрибутов.

самовыражения.

4.Упражнение «Ярмарка волшебных вещей».

3.Установление

творческого

Р
доверительных

5.Рефлексия.

отношений в группе.

Ь

6.Ритуал прощания.

-

Домашнее задание.

Н

Цветотерапия
6

1.Вступление.

1.Расширение

.«Страна Цвета»

2.Погружение в цвет.

разных цветах и развитие умения их

3.Упражнение 1. «Сказка о том, как появился

различать.

разноцветный мир».

2.Развитие

4.Упражнение 2. «Феи».

внимания.

5.Упражнение 3. «Цветик – семицветик».

3.Формирование вкусовых образов.

6.Упражнение 4. «Раз-но-цвет-ный».

4.Формирование

7.Упражнение 5. Сказка «Знаменитый дождь в

длительно выдыхать.

Пьомбино» (Дж. Родари).

5.Развитие

8.Упражнение 6. «Мою руки».

воображения.

9.Упражнение 7. «Конфеты».

6.Воспитание эстетического отношения к

10.Самовыражение

в

цвете

(рисование

представления

слухового

и

умения

фантазии

и

детей

о

зрительного

плавно

и

цвету и краскам.

красками).
10.Рефлексия.
11.Ритуал прощания.
Домашнее задание.
«Лесная
7 школа»

1.Приветствие.

1.Развитие творческого воображения и

.

2.Ритуал вхождения в сказку.

фантазии.

3.Сказка «Лесная школа» (по З. Лобановской).

2.Развитие

4.Коллективная

оригинальности мышления.

работа

–

коллаж

рябины».
5.Упражнение «Кто ты будешь такой?».
6.Упражнение «Продолжи сказку».
7.Рефлексия.

«Гроздья

3.Развитие коммуникативных навыков.

Я
Б
Р
Ь

творческого

вариативности

О

и

8.Ритуал прощания.
Домашнее задание.

С

Игра 8– занятие с

1.Ритуал приветствия.

Регуляция

мышечного

.сухим песком

2.Разминка.

расслабление.

напряжения,

Е
Н

3.Упражнение «Песочный дождик».

Т

4.Рефлексия.

Я

5.Ритуал прощания.

Б
Р

«Неведомый
9
рай»

1.Приветсивие.

1.Развитие творческого воображения и

.

2.Вхождеие в сказку.

фантазии.

3.Прослушивание аудиозаписи «Океан».

2.Развитие

4.Ароматерапия.

потенциал в сферу творчества.

О

5.Упражнение «Продолжи сказку».

3.Стабилизция психических процессов,

К

6.Коллаж «Лебединый рай».

снятие напряжения.

Т

Ь
умения

направлять

свой

-

7.Рефлексия.

Я

8.Ритуал прощания.

Б

Домашнее задание.

Р

Цветотерапия
1

1.Вступление.

1.Расширение

представления

0«Красный цвет»

2.Погружение в цвет.

красном цвете, развитие способности

.

3.Упражнение 1. «Ощущение цвета».

тонко чувствовать цвет.

4. Упражнение 2. «Он, она, оно, они».

2.Развитие

5.Упражнение 3. «Кто самый внимательный».

внимания.

О

6.Упражнение 4. «Красные пуговицы».

3.Формирование обонятельных, вкусовых

Я

7.Упражнение 5. «Волшебное превращение».

и тактильных образов.

Б

8.Упражнение 6. «Дары осени».

7.Формирование

9.Упражнение 7. «Составление описательного

длительно выдыхать.

рассказа «Яблоко»».

8.Развитие

слухового

и

умения

фантазии

детей

о

зрительного

плавно

и

Ь
Н

Р
Ь

и

творческого

10.Упражнение 8. «Стихотворение про яблоко».
11.

Самовыражение

в

цвете

воображения.

(Рисование

акварельными красками).
Игра 1– занятие с

1.Ритуал приветствия.

Развитие

пространственных

1сухим песком

2.Разминка.

представлений,

.

3.Упражнение «Мы едем в гости».

«песочном листе».

ориентировка

на

4.Упражнение «Отпечатки»
5.Рефлексия.
6.Ритуал прощания.

Блок 2. Эмоции и чувства
Название
№

Содержание

Цель

Срок

занятия

реализаци

п

и

/
п
«Огонь
1
. солнце»

и

1.Приветствие.

1.Развитие

2.Ритуал вхождения в сказку.

ситуацию с разных сторон.

3.Упражнение «Как появляется Звездочет».

2.Развитие

4.Цветотерапия «Магический знак».

представлений, креативности.

5.Упражнение «Что будет?».

3.Стабилизация

6.Танцевально-ритмическое

упражнение

«Танец Огня и Солнца».
7.Упражнение «Самые солнечные».
8.Рефлексия.

способности

видеть

символических
психических

процессов, снятие напряжения.

9.Ритуал прощания.
Домашнее задание.
Игра2
. "Придумай
инопланетянин

Д

1.Приветствие.

Развитие воображения, активизация

Е

2.Рисунок

внимания, мышления и речи.

К

3.Обсуждение.

А
Б

а"
Игра3 – занятие

. с сухим песком

1.Ритуал приветствия.

Р

Дыхательное упражнение.

2.Разминка.

Ь

3.Упражнение «Песочный ветер».

-

4.Рефлексия.

Я

5.Ритуал прощания.

«Сказка
4

о

. каменном
короле»

Н

1.Приветствие.

1.Развитие творческих способностей

2.Вхождение в сказку.

в изобразительной деятельности.

3.Упражнение

«Как

перебраться

через

2.Развитие

А

сенсорно-перцептивной

Огненную реку?».

сферы.

4.Цветотерапия «Цветной мост».

3.Развитие

5.Встреча с жителями Планеты камней.

оригинальности мышления.

вариативности

и

Ф
Е

6.Упражнение «Камешки на берегу».

В

7.Рефлексия.

Р

8.Ритуал прощания.

А

Домашнее задание.
. «Желтый цвет»

Р
Ь

(Элен Нийт. «Сказка о каменном короле).

Цветотерапия
5

В

Л

1.Вступление.

1.Расширение представления детей о

2.Упражнение 1. «Ощущение цвета».

желтом цвете, развитие способности

3.Упражнение 2. «Он, она, оно, они».

тонко чувствовать цвет.

Ь

«Легенда
6

о

. камне»

4.Упражнение 3. «Огонек».

2.Развитие слухового внимания.

5.Упражнение 4. «Осень».

3.Развитие зрительного внимания.

6.Упражнение 5. «Родственные слова».

4.Развитие мелкой моторики рук и

7.Упражнение 6. «Желтые листья».

двигательной

8. Упражнение 7. «Ветерок».

расслабление рук.

9.Упражнение 8. «Бал осенних листьев».

5.Воспитание

10.Самовыражение в цвете (рисование с

движения под музыку, чувствовать

элементами аппликации).

ритм и темп данной мелодии.

1.Приветствие.

1.Развитие творческого воображения

2.Вхождение в сказку.

и фантазии.

3.Упражнение «Разговор с камнем».

2.Гармонизация

4.Упражнение «На что похоже?».

состояния.

5.Рассказ

«Легенда

о

камне»

(по

А.

Глебову)

координации,
умения

выполнять

эмоционального

3.Активизация

мыслительных

процессов.

6.Упражнение «Чтобы вы увидели, если бы
смогли взлететь, как птица?».
7.Упражнение «Счастливый конец».
8.Цветотерапия.
9.Рисования на камнях.
10.Рефлексия.
11.Ритуал прощания.
Д

Домашнее задание.
Психокоррекцио
7

. нные сказки

1.Приветствие.

«Замещение»

2.Вхождение в сказку.

поведения

неэффективного
ребенка

на

стиля

Е

более

К

3.Грязнуля (сказка Грязь- грязища и Иван).

продуктивный,

а

также

объяснение

4.Рефлексия.

ребенку смысла происходящего.

Б

5.Ритуал прощания.

«Разговор
8
. деревьев»

Игра9 – занятие

. с сухим песком

Р

1.Приветствие.

1.Развитие творческого воображения

Ь

2.Вхождение в сказку.

и фантазии.

-

3.Упражнение «Сказочный мир деревьев».

2.Развитие сенсорной памяти.

Я

4.Рассказ

3.Активизация

Н

М.

Пришвина

«Разговор

мыслительных

деревьев».

процессов.

В

5.Аромотерапия.

4.Развитие эмоциональной сферы.

А

6.Рисование «Волшебное дерево».

Р

7.Рефлексия.

Ь

8.Ритуал прощания.

-

Домашнее задание.

Ф

1.Ритуал приветствия.

Развитие

2.Разминка.

чувствительности, воображения.

тактильной

Р

4.Рефлексия.

А

5.Ритуал прощания.
1.Ритуал приветствия.

Развитие

0 с сухим песком

2.Разминка.

представлений

.

3.Игра – упражнение «Маленькие волшебники –

окружающем его мире живой и

мы создаем мир».

неживой природы, о рукотворном

4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

Е
В

3.Упражнение «Необыкновенные следы».

Игра1 – занятие

А

мире человека.

Блок 3. Социальные навыки

и

расширение
ребенка

об

Л
Ь

Название
№

Содержание

Цель

Срок

занятия

реализаци

п

и

/
п
«Четыре
1
. желания»

1.Приветствие.

1.Развитие

2.Вхождение в сказку.

навыков.

3.Упражнение «Составление загадок».

2.Развитие

4.Рассказ

«Четыре

желания»

(по

Ушинскому).

К.

коммуникативных
сенсорно-перцептивной

сферы.
3.Развитие креативности.

5.Упражнение «Зимние слова».
6.Рефлексия.
7.Ритуал прощания.
Домашнее задание.
Игра2 – занятие

. с сухим песком

1.Ритуал приветствия.

Закрепление знаний о сенсорных

М

2.Разминка.

эталонах,

пространственных

А

3.Игра «Песочные строители».

представлений, развитие слуховой и

Р

4.Рефлексия.

зрительной памяти.

Т

5.Ритуал прощания.

Цветотерапия
3
. «Коричневый
цвет»

1.Вступление.

1.Расгирение представлений детей о

2.Упражнение 1. «Ощущение цвета».

коричневом цвете.

3.Упражнение 2. «Он, она, оно, они».

2.Совершенствование

4.Упражнение 3. «Коричневый запах».

моторики

5.Упражнение 4. «Грибы».

движений.

рук

и

мелкой
координации

А
П
Р
Е

6.Упражнение 5. «Грибы».

3.Развитие связной речи.

Л

7.Упражнение 6. Сказка «Лесные силачи».

4.Стабилизация

Ь

8. Самовыражение в цвете (Аппликация из

процессов.

психических

-

обрезков коричневой бумаги).
«Чего
4 на свете
. не бывает?»

М

1.Приветствие.

1.Развитие творческого воображения

А

2.Ритуал вхождения в сказку.

и фантазии.

Й

3.Упражнение «Лабиринт».

2.Стимулирование

4.Упражнение «Кто-то в городе живет».

самовыражения.

5. Упражнение «Фантазеры».

3.Развитие

6.Упражнение «Необыкновенный город».

навыков.

творческого
коммуникативных

7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания.
Домашнее задание.
«Музыкальная
5
. шкатулка»

Игра6 – занятие

. с сухим песком

1.Приветствие.

1.Развитие творческого воображения

2.Ритуал вхождения в сказку.

и фантазии.

3.Упражнение «Музыкальная шкатулка».

2.Гармонизация

4.Цветотерапия «Волшебный цвет музыки».

состояния.

5.Упражнение «Рисуем музыку».

3.Развитие

6.Рефлексия.

сферы.

1.Ритуал приветствия.

Закрепление знаний о сенсорных

2.Разминка.

эталонах,

3.Упражнение «Узоры на песке».

закономерностей.

4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

эмоционального

сенсорно-перцептивной

установление
М
А

Р
«В 7 гостях

у

. Вини-Пуха»

1.Приветствие.

1.Развитие творческого воображения

Т

2.Ритуал вхождения в сказку.

и фантазии.

-

3.Сказка «Винни-Пух и все-все-все (А.

2.Развитие умения свободно и ясно

А

Милн, пер. Б. Заходера).

выражать свои мысли.

П

4.Упражнение «Волшебная чашка».

3.Развитие сенсорной памяти.

Р

5.Упражнение «Плюшевые мишки».

Е

6.Решение проблемных ситуаций.

Л

7.Упражнение «Буки и Бяки».

Ь

8.Танцевально-ритмическое

упражнение

-

«Танец Бук и Бяк».

М

9.Рисование «Слонопотам».

А

10.Рефлексия.

Й

11.Ритуал прощания.
Домашнее задание.
Игра8 – занятие

. с сухим песком

1.Ритуал приветствия.

Развитие зрительного и тактильного

2.Разминка.

восприятия.

3.Игра «Кто к нам приходил?».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.
Цветотерапия
9

. «Зеленый цвет»

1.Вступление.

1.Расширение представления детей о

2.Упражнение 1. «Ощущение цвета».

зеленом цвете, развитие способности

3.Упражнение 2. «Положи и скажи».

тонко чувствовать цвет.

4.Упражнение 3. «Зеленая змейка».

2.Развитие диалогической речи.

5.Упражнение 4. «Лес».

3.Развитие слухового и зрительного

6.Упражнение 5. «Зеленые обитатели леса».

внимания.

7.Упражнение 6. «Родственные слова».

4.Развитие умения ориентироваться

8.Упражнение 7. Сказка «Зеленушка» (В.

в пространстве.

Кротов).

5.Стабилизация

8. Самовыражение в цвете (Рисование

процессов.

психических

акварелью по мокрому листу).
Игра1 "Двое

с

1.Приветствие.

Развитие

0 одним мелком"

2.Рисунок в парах.

налаживание

.

3.Рефлексия.

климата в группе.

сотрудничества,
психологического

4.Ритуал прощания.
Игра1

1.Приветствие.

Показать каждому ученику, какой

1 "Неожиданные

2.Рисунок.

вклад вносит каждый член группы в

. картинки"

3.Рефлексия.

общий рисунок.

4.Ритуал прощания.

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (4-5 лет)
Блок 1. Я и мой мир
№Название

Содержание

Цель

занятия

реализации

п
/
п
1 «Давайте

Срок

1.Приветствие.

Определять вместе с детьми их

. познакомимся!»

2.Вхождение в сказку.

предпочтения в играх и занятиях.

3.Знакомство с материалами.
4.Игротренинг.
5.Ритуал прощания.
2 Психокоррекцио

1.Приветствие.

«Замещение»

неэффективного

. нные сказки

2.Вхождение в сказку.

поведения

3.Трусишка (сказка про Чебурашку).

продуктивный,

4.Рефлексия.

ребенку смысла происходящего.

ребенка
а

также

на

стиля
более

объяснение

5.Ритуал прощания.
3 «Твоё

1.Приветствие.

Определять вместе с детьми их

. любимое

2.Вхождение в сказку.

предпочтения в играх и занятиях,

С

3.Упражнение « Какой ты?»

сравнивать с предпочтениями других

Е

4.Рефлексия.

людей.

Н

занятие»

Т

5.Ритуал прощания.
4 Игра – занятие

1.Ритуал приветствия.

Снижение

. с сухим песком

2.Разминка.

напряжения.

психофизического

Я
Б

3.Упражнение «Здравствуй, песок».

Р

4.Рефлексия.

Ь

5.Ритуал прощания.

-

5 Психокоррекцио

1.Приветствие.

«Замещение»

. нные сказки

2.Вхождение в сказку.

поведения

3.Хвастун (сказка Котенок-Матросенок).

продуктивный,

4.Рефлексия.

ребенку смысла происходящего.

5.Ритуал прощания.

неэффективного
ребенка
а

также

стиля

О

более

К

объяснение

Т

на

Я

6 Цветотерапия

1.Вступление.

1.Расширение представления детей о

Б

. «Страна Цвета»

2.Погружение в цвет.

разных цветах и развитие умения их

Р

3.Упражнение 1. «Сказка о том, как появился

различать.

Ь

разноцветный мир».

2.Развитие слухового и зрительного

4.Упражнение 2. «Феи».

внимания.

5.Упражнение 3. «Цветик – семицветик».

3.Формирование вкусовых образов.

6.Упражнение 4. «Раз-но-цвет-ный».

4.Формирование

7.Упражнение 5. Сказка «Знаменитый дождь в

длительно выдыхать.

Пьомбино» (Дж. Родари).

5.Развитие

8.Упражнение 6. «Мою руки».

воображения.

Р

9.Упражнение 7. «Конфеты».

6.Воспитание эстетического отношения

Ь

умения

фантазии

и

плавно

Н
и

творческого

к цвету и краскам.
7 Игра – занятие

1.Ритуал приветствия.

Регуляция

мышечного

. с сухим песком

2.Разминка.

расслабление.

напряжения,

3.Упражнение «Песочный дождик».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.
8 «Дом,
. котором

в
ты

хочешь жить»

1.Ритуал приветствия.

Определять вместе с детьми их

2.Разминка.

предпочтения

3.Игротренинг.

предметам обстановки и быта.

по

отношению

к

4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.
9 Игра – занятие

1.Ритуал приветствия.

Развитие

. с сухим песком

2.Разминка.

представлений,

3.Упражнение «Мы едем в гости».

«песочном листе».

4.Упражнение «Отпечатки»

пространственных
ориентировка

-

на

О
Я
Б

5.Рефлексия.
6.Ритуал прощания.
1 Игра – занятие

1.Ритуал приветствия.

Развитие

пространственных

0 с сухим песком

2.Разминка.

представлений,

.

3.Упражнение «Мы едем в гости».

«песочном листе».

ориентировка

на

4.Упражнение «Отпечатки»
5.Рефлексия.
6.Ритуал прощания.

Блок 2. Эмоции и чувства
№Название

Содержание

Цель

Срок

занятия

реализации

п
/
п
1 «Погода
. настроение»

и

1.Приветствие.

Помочь

детям

осознать,

какие

2.Вхождение в сказку.

чувства и настроения вызывает у них

3.Беседа

та или иная погода.

4.Сказкотерапия.
4.Рассматривание картинок.
5.Психогимнастические упражнения.

Д

6.Работа с пособиями.

Е

7.Рефлексия.

К

8.Ритуал прощания.

А

2 Цветотерапия

1.Вступление.

1.Расширение представления детей о

Б

. «Красный

2.Погружение в цвет.

красном цвете, развитие способности

Р

3.Упражнение 1. «Ощущение цвета».

тонко чувствовать цвет.

Ь

4. Упражнение 2. «Он, она, оно, они».

2.Развитие слухового и зрительного

5.Упражнение 3. «Кто самый внимательный».

внимания.

6.Упражнение 4. «Красные пуговицы».

3.Формирование

7.Упражнение 5. «Волшебное превращение».

вкусовых и тактильных образов.

8.Упражнение 6. «Дары осени».

4.Формирование

цвет»

обонятельных,
умения

плавно

и

фантазии

и

творческого

Н
В
Р
Ь

воображения.
6.Формирование

Я

А

длительно выдыхать.
5.Развитие

-

обонятельных,

-

вкусовых и тактильных образов.

Ф

Дыхательное упражнение.

Е

3 Игра – занятие

1.Ритуал приветствия.

. с сухим песком

2.Разминка.

В

3.Упражнение «Песочный ветер».

Р

4.Рефлексия.

А

5.Ритуал прощания.

4 «На природе»

1.Приветствие.

Учить детей осознавать, как влияет

.

2.Вхождение в сказку.

природа на их настроение и чувства.

3.Беседа
4.Сказкотерапия.
4.Рассматривание картинок.
5.Психогимнастические упражнения.
6.Работа с пособиями.
7.Рефлексия.

Л
Ь

5 «Маски

1.Приветствие.

Знакомство

детей

с

внешними

. эмоций»

2.Вхождение в сказку.

выражениями

3.Беседа.

эмоциональных состояний.

разных

4.Сказкотерапия.
5.Рассматривание картинок: (Добрый, злой;
Грусть,

Гнев,

Страх,

Удивление,

Спокойствие, Радость).
5.Психогимнастические упражнения.
6.Рефлексия.
8.Ритуал прощания.
6 Цветотерапия

1.Вступление.

1.Расширение представления детей о

. «Желтый

2.Упражнение 1. «Ощущение цвета».

желтом цвете, развитие способности

3.Упражнение 3. «Огонек».

тонко чувствовать цвет.

Д

4.Упражнение 4. «Осень».

2.Развитие слухового внимания.

Е

5.Упражнение 6. «Желтые листья».

3.Развитие зрительного внимания.

К

6. Упражнение 7. «Ветерок».

4.Развитие мелкой моторики рук и

А

7.Упражнение 8. «Бал осенних листьев».

двигательной

Б

цвет»

координации,

расслабление рук.

Р

7 Цветотерапия

1.Вступление.

1.Расширение представлений детей о

Ь

. «Коричневый

2.Упражнение 1. «Ощущение цвета».

коричневом цвете.

-

3.Упражнение 2. «Он, она, оно, они».

2.Совершенствование

4.Упражнение 3. «Коричневый запах».

моторики

5.Упражнение 4. «Грибы».

движений.

В

6.Упражнение 5. «Грибы».

3.Развитие связной речи.

А

7.Упражнение 6. Сказка «Лесные силачи».

4.Стабилизация

Р

цвет»

рук

и

мелкой

Я

координации

Н

психических

процессов.

Ь

8 «Разговор

1.Приветствие.

1.Развитие творческого воображения

-

. деревьев»

2.Вхождение в сказку.

и фантазии.

Ф

3.Упражнение «Сказочный мир деревьев».

2.Развитие сенсорной памяти.

Е

4.Рассказ

4.Развитие эмоциональной сферы.

В

М.

Пришвина

«Разговор

деревьев».

Р

5.Аромотерапия.

А

7.Рефлексия.

Л

8.Ритуал прощания.

Ь

9 Игра – занятие

1.Ритуал приветствия.

Развитие

. с сухим песком

2.Разминка.

чувствительности, воображения.

тактильной

3.Упражнение «Необыкновенные следы».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

1 Игра – занятие

1.Ритуал приветствия.

Развитие

0 с сухим песком

2.Разминка.

представлений

.

3.Игра – упражнение «Маленькие волшебники –

окружающем его мире живой и

мы создаем мир».

неживой природы, о рукотворном

4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

и

расширение
ребенка

об

мире человека.

Блок 3. Социальные навыки
Название
№
занятия

Содержание

Цель

Срок
реализации

п
/
п
«Встреча
1

со

. звездочетом»

1.Необычное приветствие.

1. Знакомство друг с другом и психолога

2.Знакомство. «На что похоже имя?».

с группой.

3.Встреча со звездочетом.

2.Создание сказочной атмосферы.

4.Упражнение «Ассоциации».

3.Стимулирование

5.Цветотерапия «Цвет сказки».

самовыражения.

творческого

6.Сказка звездочета.
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания.

«Четыре
2
. желания»

1.Приветствие.

1.Развитие

2.Вхождение в сказку.

навыков.

3.Рассказ

«Четыре

желания»

(по

К.

2.Развитие

коммуникативных
сенсорно-перцептивной

Ушинскому).

сферы.

5.Упражнение «Зимние слова».

3.Развитие креативности.

6.Рефлексия.
7.Ритуал прощания.
Игра3 – занятие

. с сухим песком

1.Ритуал приветствия.

Закрепление знаний о сенсорных

2.Разминка.

эталонах,

3.Игра «Песочные строители».

представлений, развитие слуховой и

4.Рефлексия.

зрительной памяти.

пространственных

5.Ритуал прощания.

«Как4 принять
. гостей»

М
А
Р
Т
-

1.Ритуал приветствия.

Учить

позитивным

А

2.Разминка.

поддерживающим приёмам общения

П

3.Игротренинг.

со сверстниками; помочь им понять,

детей

4.Рефлексия.

в чём состоит роль хозяина дома во

Р

5.Ритуал прощания.

время приёма гостей.

Е
Л

«Чего
5

на

1.Приветствие.

1.Развитие творческого воображения

Ь

. свете

не

2.Ритуал вхождения в сказку.

и фантазии.

-

3.Упражнение «Лабиринт».

2.Стимулирование

4.Упражнение «Кто-то в городе живет».

самовыражения.

5. Упражнение «Фантазеры».

3.Развитие

6.Упражнение «Необыкновенный город».

навыков.

бывает?»

творческого

А
коммуникативных

7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания.
«Музыкальна
6
. я шкатулка»

Игра7 – занятие

. с сухим песком

1.Приветствие.

1.Развитие творческого воображения

2.Ритуал вхождения в сказку.

и фантазии.

3.Упражнение «Музыкальная шкатулка».

2.Гармонизация

4.Цветотерапия «Волшебный цвет музыки».

состояния.

5.Рефлексия.

3.Развитие

6.Ритуал прощания.

сферы.

1.Ритуал приветствия.

Закрепление знаний о сенсорных

2.Разминка.

эталонах,

3.Упражнение «Узоры на песке».

закономерностей.

эмоционального

сенсорно-перцептивной

установление

4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.
Психокоррекц
8

. ионные сказки

1.Приветствие.

«Замещение»

неэффективного

2.Вхождение в сказку.

поведения

3.Изгой (сказка Ежик).

продуктивный,

4.Рефлексия.

ребенку смысла происходящего.

ребенка
а

М

также

на

стиля
более

объяснение

Й

5.Ритуал прощания.
Игра9 – занятие

. с сухим песком

1.Ритуал приветствия.

Развитие зрительного и тактильного

2.Разминка.

восприятия.

3.Игра «Кто к нам приходил?».

М

4.Рефлексия.

А

5.Ритуал прощания.
Цветотерапия
1

1.Вступление.

1.Расширение представления детей о

0 «Зеленый

2.Упражнение 1. «Ощущение цвета».

зеленом цвете, развитие способности

. цвет»

3.Упражнение 2. «Положи и скажи».

тонко чувствовать цвет.

4.Упражнение 3. «Зеленая змейка».

3.Развитие слухового и зрительного

5.Упражнение 4. «Лес».

внимания.

6.Упражнение 5. «Зеленые обитатели леса».

4.Развитие умения ориентироваться

7.Упражнение 6. «Родственные слова».

в пространстве.

8.Упражнение 7. Сказка «Зеленушка» (В.

5.Стабилизация

Кротов).

процессов.

Р
Т
А
П
Р
Е
Л

психических

Ь
М
А
Й

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ (3-4 года)
Блок 1. Я и мой мир
Название
/

Содержание

Цель

п занятия
«Давайте
1

Срок
реализации

1.Приветствие.

Определять вместе с детьми их

. познакомимся!»

2.Вхождение в сказку.

предпочтения в играх и занятиях.

С

3.Знакомство с материалами.

Е

4.Игротренинг.

Н

5.Ритуал прощания.
«Улитка»
2
.

Т

1.Приветствие.

Снятие

эмоционального

напряжения,

2.Разминка

агрессии, снижение импульсивности.

Б

3.Рассматривание картинок. Обсуждение.

Р

4.Игротренинг.

Ь

5.Рефлексия.

-

6.Ритуал прощания.
3
«Макароны»
.

Игра4 – занятие
. с сухим песком

1.Приветствие.

Снижение

мышечного

2.Разминка

эмоционального напряжения.

О
К
Т

4.Рефлексия.

Я

5.Ритуал прощания.

Б

1.Ритуал приветствия.

Снижение

2.Разминка.

напряжения.

психофизического

Ь
Н

5.Ритуал прощания.
1.Ритуал приветствия.

Р

-

4.Рефлексия.

.

и

3.Игротренинг.

3.Упражнение «Здравствуй, песок».

«Черепахи»
5

Я

О
Расслабление мышц плеча и затылка.

Я

2.Разминка.

Б

3.Рассматривание картинок.

Р

4.Игротрениг.

Ь

5.Релаксация.
6.Ритуал прощания.

«Ежик»
6
.

1.Ритуал приветствия.

Чередование состояний напряжения и

2.Разминка.

расслабления.

3.Игротрениг.
4.Релаксация.
5.Ритуал прощания.
Игра7 – занятие
. с сухим песком

1.Ритуал приветствия.

Регуляция

мышечного

2.Разминка.

расслабление.

напряжения,

3.Упражнение «Песочный дождик».
4.Релаксация.
5.Ритуал прощания.
Игра8 – занятие
. с сухим песком

1.Ритуал приветствия.

Развитие

2.Разминка.

представлений,

3.Упражнение «Мы едем в гости».

«песочном листе».

пространственных
ориентировка

на

5.Рефлексия.
6.Ритуал прощания.
Игра9 – занятие
. с сухим песком

1.Ритуал приветствия.

Развитие

2.Разминка.

представлений,

3.Упражнение «Песочный ветер».

«песочном листе».

пространственных
ориентировка

на

4.Упражнение «Отпечатки»
5.Рефлексия.
6.Ритуал прощания.
Игра1 – занятие

1.Ритуал приветствия.

Развитие

0 с сухим песком

2.Разминка.

представлений,

.

3.Упражнение «Отпечатки»

«песочном листе».

4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

пространственных
ориентировка

на

Блок 2. Эмоции и чувства
Название
№

Содержание

Цель

Срок

п занятия
«Как1

реализации
мы

. выражаем свои
чувства»

1.Приветсивие.

Учить

2.Беседа.

эмоциональные

3.Сказкотерапия.

людей по выражению лица, позам,

4.Рассматривание картинок.

жестам.

5.Психогимнастические

детей

понимать

состояния

других

упражнения,

работа с пособиями.
«Шариковые
2
. бои»

1.Приветствие.

Снижение

мышечного

2.Разминка.

эмоционального напряжения.

и

3.Игротренинг.
4.Релаксация.
5.Ритуал прощания.
Игра3 – занятие

. с сухим песком

1.Ритуал приветствия.

Развитие тактильной чувствительности,

2.Разминка.

воображения.

3.Упражнение «Необыкновенные следы».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

«Дудочка»
4

1.Приветствие.

Расслабление мышц лица.

2.Разминка.

.

3.Игротренинг.
4.Релаксация.
5.Ритуал прощания.

«Маски
5

1.Приветствие.

Знакомство

детей

с

внешними

. эмоций»

2.Вхождение в сказку.

выражениями

разных

3.Беседа.

эмоциональных состояний.

Д

4.Сказкотерапия.

Е

5.Рассматривание

«Страх»
6
.

картинок:

(Добрый,

К

злой; Грусть, Гнев, Страх, Удивление,

А

Спокойствие, Радость).

Б

5.Психогимнастические упражнения.

Р

6.Рефлексия.

Ь

8.Ритуал прощания.

причины

Я

возникновения

страха,

Н

3.Беседа.

способствовать

профилактике

В

4.Игротренинг.

страхов у детей.

1.Приветствие.

Помочь

2.Разминка.

детям

понять

5.Релаксация.

Р

6.Ритуал прощания.

«Шалтай7
. Болтай»

1.Приветствие.

Снятие мышечного напряжения и

2.Разминка.

расслабление.

3.Беседа.

«Разговор
8
. деревьев»

А
Ь
Ф

4.Игротренинг.

Е

5.Релаксация.

В

6.Ритуал прощания.

Р

1.Приветствие.

1.Развитие творческого воображения

А

2.Вхождение в сказку.

и фантазии.

Л

3.Упражнение «Сказочный мир деревьев».

2.Развитие сенсорной памяти.

Ь

4.Рассказ

4.Развитие эмоциональной сферы.

деревьев».

М.

Пришвина

«Разговор

5.Аромотерапия.
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания.
Игра9 – занятие

. с сухим песком

1.Ритуал приветствия.

Развитие

2.Разминка.

чувствительности, воображения.

тактильной

3.Упражнение «Узоры на песке».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.
Игра1 – занятие

1.Ритуал приветствия.

Развитие

0 с сухим песком

2.Разминка.

представлений

.

3.Игра – упражнение «Маленькие волшебники

окружающем его мире живой и

– мы создаем мир».

неживой природы, о рукотворном

4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

и

расширение
ребенка

об

мире человека.

Блок 3. Социальные навыки
Название
№

Содержание

Цель

Срок

занятия

реализации

п
/
п
«Добрый
1
. бегемотик»

1.Приветствие.

Снятие эмоционального напряжения,

2.Разминка.

агрессии,

3.Игра – упражнение.

тактильного восприятия, создание

4.Рефлексия.

положительного

развитие

эмпатии,

эмоционального

«Четыре
2
. желания»

5.Ритуал прощания.

климата в группе.

1.Приветствие.

Развитие коммуникативных навыков.

2.Вхождение в сказку.
3.Рассказ

«Четыре

желания»

(по

К.

Ушинскому).
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.
Игра3 – занятие

. с сухим песком

1.Ритуал приветствия.

Закрепление знаний о сенсорных

2.Разминка.

эталонах,

3.Игра «Песочные строители».

представ-лений, развитие слуховой и

4.Рефлексия.

зрительной памяти.

пространственных
М

5.Ритуал прощания.

«Взаимопомощ
4
. ь»

А

Игротренинг на взаимопомощь, беседа,

Формировать у детей элементарные

работа с пособиями, психогимнастические

представления

о

значении

игры, подвижные игры.

взаимопомощи

на

примерах

сказочных сюжетов и персонажей.
«Плохо
5

быть

. одному»
«Музыкальная
6
. шкатулка»

Игротренинг на взаимопомощь, беседа,

Формировать у детей элементарные

работа с пособиями, психогимнастические

представления о том, как важно

игры, подвижные игры.

иметь друга.

1.Приветствие.

1.Развитие творческого воображения

2.Ритуал вхождения в сказку.

и фантазии.

3.Упражнение «Музыкальная шкатулка».

2.Гармонизация

4.Цветотерапия

состояния.

«Волшебный

цвет

музыки».

3.Развитие

5.Релаксация.

сферы.

Р
Т
А
П
Р
Е
Л
Ь

эмоционального

М

сенсорно-перцептивной

А

6.Ритуал прощания.
«Постарайся
7

Й

1.Приветствие.

Развитие

2.Игротрениг.

соразмерять

3.Релаксация.

развитие речи, развитие навыков

4.Ритуал прощания.

общения, сплочение группы.

1.Приветствие.

Развитие

2.Игротрениг.

выполнять

3.Релаксация.

движения,

4.Ритуал прощания.

внимания.

Игра – занятие

1.Ритуал приветствия.

Развитие зрительного и тактильного

с сухим
9 песком

2.Разминка.

восприятия.

. отгадать»

«Маленькие
8
. затейники»

эмпатии,
свои

внимания,

умение
движения,

умение

подражательные,
развитие

слухового

3.Игра «Кто к нам приходил?».

.

4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.
«Теремок»
1

1.Ритуал приветствия.

Развитие

0

2.Разминка.

слова с действиями.

.

3.Игротренинг.
4.Релаксация.
5.Ритуал прощания.

речи,

умение

сочетать


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».