ДОП Логикум

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
l. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Логикум» (далее – программа)
естественнонаучной направленности.
Основанием для проектирования и реализации данной программы служит перечень
следующих нормативных правовых актов и государственных программных документов:
•
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
•
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка
в РФ»;
•
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
•
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Муниципальное задание МАДОУ детский сад 10 на 2023 год и плановый период 2024 и
2025 годы, утвержденным Начальником МОУО Управление образованием городского
округа Красноуфимск
-Устав МАДОУ детский сад 10, утвержденным приказом МОУО Управление образованием
городского округа Красноуфимск от 10 июня 2022 г. № 103.
-Программа развития МАДОУ детский сад 10.
-Положение о дополнительных общеразвивающих программах МАДОУ детский сад 10
утвержденное приказом от 01.09.2023 № 88-д;
Актуальность программы
Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и
решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире
отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Математическое
развитие детей является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников,
так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой
активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных
признаках предметов и явлений действительности. Чтобы наши дети могли быть знающими
врачами, педагогами, толковыми юристами, им необходимо научиться мыслить логически,
освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и
отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания
окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов
логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой
личности.
Отличительной особенностью программы
Образовательная деятельность представляет систему развивающих игр,
упражнений, головоломок в том числе электронных дидактических пособий
математического содержания, которые формируют устойчивый интерес к математическим

знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления, умение нестандартно
мыслить, справляться с логическими задачами, выполнять действия с множествами.
Адресат программы.
Программа «Логикум» предназначена для детей 5-7 лет. Рекомендуемый минимальный
состав группы - 10 человек, максимальное число детей, обучающихся в одной группе - 15
человек
Режим, периодичность и продолжительность занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 32 занятия в год. Продолжительность
занятий подготовительной группе –30 минут.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения: 32 часа
при нагрузке 25 - 30 минут в неделю.
Форма обучения: очная. Форма проведения занятий: дидактические игры, математические
задания, олимпиады, занимательные игры, задачи, развлечения.
2.
Цель и задачи
Цель программы: развитие логического мышления и смекалки у детей, умения мыслить
самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Задачи
Обучающие:
- формировать умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и
слуховое восприятие
- формировать приемы умственных действий (анализ, сравнения, классификация,
обобщение, аналогия, синтез);
- формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решения в
соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий;
- формировать умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами
логики;
- формировать представления о натуральном числе и арифметических действиях (числовая
грамотность), величине и геометрических фигурах; пользоваться различными схемами и
планами.
Развивающие:
- развивать логическое мышление (мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, сериации, классификации) и других психических процессов (памяти,
восприятия, произвольного внимания, творческого воображения и т.д.);
- развивать речь, вводить в активную речь математические термины;
- развивать умение применять полученные знания в практической деятельности.
Воспитательные:
- обогащать опыт самопознания дошкольников;
- воспитывать самостоятельность и инициативность у каждого ребенка, чувства
собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и
творчеству.

3.

№
п/п

1.

2.
3.
4.

5.

6.
7.

Наименование темы

Вводное занятие

Содержание программы
Учебный план

Количество часов
Всего Теория Практик
а
1

1

-

Знакомство с блоками
Дьеныша
Помоги муравьишкам

0,5

0,5

-

2

1

1

Приключения Мальчика
Логика и его друзей .

2

1

Знакомство с палочками
Кьюзинера.

0,5

0,5

-

Цветные палочки – могут
быть цифрами
Медвежата

1

0,5

0,5

1,5

0,5

1

1

8.

Сложи узор

1,5

0,5

1

9.

Математические задачи и
загадки

1

0,5

0,5

10.

Занимательное
путешествие в
страну
Математики.
По дорожке в лес пойдем

2

1

1

2

1

1

2

1

1

11.

12.
13.

Устный опрос,
Входная
диагностика
Выполнение заданий
Выполнение
заданий
Выполнение
заданий

Выполнение
заданий
Выполнение
заданий
Выполнение
заданий

Выполнение
заданий
Выполнение
заданий

Выполнение
заданий

Поиграем в Танграм
Зимушка-Зима
2

14.

Формы
контроляи
аттестации

1

1

Выполнение
заданий

1

Выполнение
заданий

Фиолетовый лес
2

1

Выполнение заданий

15.

В гостях у сказки
2

16.
17.

18.

Математические
головоломки.

5

1

Выполнение
заданий

1

1

4

Стрекоза

Итоговое занятие Игра
«Умники и умницы».
Итого по программе:

Выполнение
заданий
Выполнение
заданий

2

3

1

1

-

1

32

14

18

Викторина для детей

Содержание учебного плана.
Тема №1. Вводное занятие.
Теория. Выявить уровень развития мыслительных операций у детей.
Тема № 2. Знакомство с блоками Дьеныша
Теория. Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша и учить различать их по
форме, цвету, размеру и толщине. Развивать умение сравнивать блоки между собой.
Воспитывать любознательность и интерес к данному пособию
Тема №3. Помоги муравьишкам
Теория. Игра «Помоги муравьишкам» с логическими блоками Дьенша, на различение и
называние фигур и цвета (круг, квадрат, красный, желтый, зелёный). Эта игра упражнение детей в порядковом счете, ориентировке в пространстве,
отражении в речи характера действий (сосчитал, нашел, узнал).
Тема №4. Приключения Мальчика Логика и его друзей .
Теория. План-схема с изображением лесной чащи и тропинок с
зашифрованными символами; Изображение домиков с кармашками для
выкладывания карточек- символов со схемами кодирования свойств у блоков;
схемы транспортных средств, дворцов с закодированной информацией;
пособие «Логические блоки Дьенеша» на каждого ребенка.
Тема №5 .Знакомство с палочками Кьюзинера.
Теория. Познакомить с палочками, как с игровым материалом со свойствами палочек.
Воспитывать любознательность и интерес к данному пособию
Тема №6. «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»
Теория. Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера).
Тема №7. Тема: «Медвежата»

Теория. Головоломка "Колумбово яйцо" развивает восприятие формы, способность
выделять фигуру из фона, способность к выделению основных признаков объекта,
глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно-моторную
координацию, мышление, зрительный анализ/синтез, умение работать по правилам.
Тема №8. Сложи узор
Теория. Кубики Никитина- Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней
каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и
даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают
контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с
кубиками дети выполняют три разных вида заданий.
Тема №9. Математические задачи и загадки
Теория. Занимательные игровые задачи, с математическим смыслом. Развивает
логическое мышление, наблюдательность, быстроту реакции; учит овладению
поисковыми подходами к решению любой задачи.
Тема №10. Занимательное путешествие в страну Математики.
Теория. Игра «Колумбовое яйцо». Закреплять пользоваться прямым и обратным счетом
в пределах 10, находить соседей числа. Закреплять умение ориентироваться на плоскости,
определять местоположения геометрических фигур на плоскости.
Тема №11. По дорожке в лес пойдем
Теория. Формирование у детей способности создавать различные узоры с помощью
кубиков Никитина Б.П
Тема №12. Поиграем в Танграм
Теория. Познакомить детей со способами соединения элементов игры «Танграм» в
единое целое (образную фигуру), формировать у детей умение осуществлять
зрительно-мыслительный анализ расположения геометрических фигур на
плоскости относительно друг друга. Способствовать развитию воображения, творческого
мышления, комбинаторных способностей.
Тема №13. Зимушка-Зима
Теория. Создание условий для формирования связной речи посредством интеграции
речевой и логико-конструктивной деятельности.
Тема №14. Фиолетовый лес
Теория. Использование развивающей игры «Геоконт в процессе педагогической
деятельности или Умелые пальчики».
Тема №15. В гостях у сказки
Теория. Использование Танграм
Тема № 16 Математические головоломки.
Теория Развивать логическое мышление ребёнка так же необходимо, как и обучать
новому, потому что знания — только инструменты, а логика — это умение их
использовать. Логика научит анализировать задачи и ситуации, находить и применять
нестандартные решения. Такие навыки пригодятся как в детском саду и школе, так и в
быту. Для развития логического мышления есть множество различных упражнений. Но
если ваш малыш устал от обычных задачек, предложите ему увлекательные
математические головоломки.

Тема № 17 Стрекоза» игра со
счетными палочками.
Теория. Учить детей сосчитывать , сравнивать,
воспроизводить количество предметов по
образцу, числу с использованием цифр;
обобщение трех групп предметов, действий по
числу
Тема № 18 «Умники и умницы».
Теория. Итоговое занятие Игра «Умники и умницы».
4.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:
- владеют приемами умственных действий (анализ, сравнения, классификация,
обобщение, аналогия, синтез);
-сформированы умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решения
в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.
- имеют представления о натуральном числе и арифметических действиях (числовая
грамотность), величине и геометрических фигурах;
- выделять самое существенное в предметах;
- пользоваться различными схемами и планами;
- рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
Метапредметные результаты:
- развито логическое мышление (мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, сериации, классификации) и других психических процессов (памяти,
восприятия, произвольного внимания, творческого воображения и т.д.);
- используют в активной речи математические термины;
- применяют полученные знания в практической деятельности.
Личностные результаты:
- проявляют самостоятельность и инициативность, чувства собственного достоинства,
самоуважения; стремления к активной деятельности и творчеству.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХУСЛОВИЙ
l. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№
Основные характеристики образовательного процесса
показатель
п/п
1.
32
Количество учебных недель
2.
1
Количество часов в неделю
3.
Начало занятий
2 октября 2023
4.
31 мая 2024
Окончание занятий
5.
1-7 января 2024
Сроки зимних каникул
2. Условия реализации программы
2. 1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы осуществляется в МАДОУ д/с 10 и включает следующее
оборудование:
№
п/п

Наименование

Кол-во единиц

Геометрические фигуры и тела.
Наборы разрезных картинок.
Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён
года.
4. Полоски, ленты разной длины и ширины.
5. Цифры .
6. Игрушки
7. Фланелеграф,
8. Мольберт.
9. Чудесный мешочек.
10. Знаки-символы.
11. Пластмассовый и деревянный строительный материал.

15
15
15
1
1
1
15
15

12. Геометрическая мозаика.

15

13. Счётные палочки.
14. Блоки Дьеныша
15. Предметные картинки.

15
15

16. Палочки Кьюизенера,
17. Лото.
18. Геоконт»

15
3-4

19. Кубики Никитина
20. Колумбово яйцо

15
15

21. «Танграм»

15

22. Дидактические и развивающие игры.

3-4

1.
2.
3.

15
15
15

15

15

2.2. Кадровое обеспечение
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом
дополнительного образования Николаевой Ольгой Ильиничной (стаж работы в данной
должности 8 лет, 1КК)
3. Формы аттестации и оценочные материалы.
Для определения соответствия результатов освоения программы заявленным целям
и планируемым результатам обучения предусмотрено использование таких видов контроля,
как входной, текущий, промежуточный и итоговый.
Входной контроль (октябрь) проводится в форме теста. Оценивается уровень
стартовых знаний.
Текущий контроль проводится в течение всего года. Используются такие методы как
наблюдение, опрос, выполнение практических заданий.
Промежуточный контроль (декабрь) проводится по окончании первого учебного
полугодия в форме тестирования.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме тестирования.
Метапредметные результаты освоения программы оцениваются при помощи
педагогического наблюдения. Критерии оценки метапредметных результатов: 3 балла
(высокий уровень): учащийся умеет налаживать и поддерживать доброжелательные

отношения, совместно принимать решения и решать проблемы, работать для достижения
общей цели; умеет самостоятельно выполнять свои обязанности; умеет переносить
трудности на занятиях и в походах; умеет оценивать свои действия для достижения
нужного результата поставленной задачи, умеет правильно оценить конечный результат.
2 балла (средний уровень): при решении конфликтных вопросов требуется помощь
руководителя; иногда возникают трудности на занятиях и в походах; для достижения
поставленной задачи совершаются ненужные или лишние действия; требуется помощь
педагога в оценке результатов.
1 балл (низкий уровень): учащийся демонстрирует нежелание быть в коллективе; тяжело
переносит трудности во время занятий и походов; работу выполняет по принуждению
руководителя; не в состоянии оценить правильность выполнения поставленной задачи;
требуется контроль.
Для отслеживания личностных результатов освоения программы используются
такие методы как педагогическое наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.
Критерии оценки личностных результатов:
3 балла (высокий уровень) – здоровый образ жизни становится неотъемлемой частью
жизни; во время занятий и в походах самостоятельно ищет возможность помочь
коллективу, проявляет желание участвовать в общественных делах.
2 балла (средний уровень) - желание соблюдать здоровый образ жизни проявляется
периодически; чувство ответственности за коллектив проявляется, но в зависимости от
ситуации; желание учиться есть, но периодически ослабевает.
1 балл (низкий уровень) – нет потребности в здоровом образе жизни; про ответственность
приходится постоянно объяснять и напоминать; педагогу необходимо жестко
контролировать выполнение заданий.
Все результаты заносятся в таблицу мониторинга, на основании которого
формируются протоколы уровня освоения программы.
4. Методические материалы
Программа предусматривает два вида занятий: теоретические и практические
занятия. Практическая часть программы предусматривает групповую форму работы. В
зависимости от поставленных задач, занятия могут проходить в учебной аудитории и на
территории детского сада.
На занятиях используются следующие методы обучения:
- словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия;
- наглядные методы: использование оборудования и инвентаря; раздаточных материалов,
фотографий, видеофильмов, схем, плакатов, рисунков, макетов;
- практические методы: выполнение заданий и упражнений;
- метод применения информационно-коммуникационных технологий: выполнение
диагностических тестов и заданий с использованием компьютера;
Каждому методу соответствует форма организации занятия: беседа, лекция, дискуссия,
презентация, викторина, тематические игры, опрос, тестирование, практические занятия на
местности и в помещении.
Педагогические технологии, используемые в ходе реализации программы:
игровые технологии: игры на знакомство, формирование навыков сотрудничества,
общительности, взаимодействия в различных ситуациях; имитационные игры по отработке
оперативных действий, по моделированию деятельности в конкретной обстановке по
заданному сюжету;
здоровье сберегающие технологии;

информационные технологии.
Формы подведения итогов: олимпиады, тесты, игровые задания, квесты, задачи.
5. Список литературы и источников информации
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ;
2.Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в
РФ»;
3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
4.
Распоряжение правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Концепция развития
дополнительного образования детей».
5.
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3 648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».
Литература, использованная при разработке программы
1. «Развиваем логику» Александр Лекомцев, изд. «Феникс» Ростов- на- Дону2014г.
2. «Математическое развитие детей 4-7 лет» Л.В. Колесникова, изд. «Учитель» Волгоград
2014г.
3. «Изучаем фигуры» Т.В. Сорокина, С.В. Пятак , изд. «Эксмо» Москва 2011г.
4. «Тренажер по математике для детей 6-7 лет» В.Г.Голубь, изд. «Метода» Воронеж 2014г.
5. «Всё по полочкам» А.В. Горячев, Н.В. Ключ, изд. ООО «Баласс» Москва 2004г.
6. «Логические игры для дошкольников» изд. ООО «Ранок» Харьков 2010г.
7. «Развитие пространственного мышления и речи» изд. ООО «Хатрер-пресс» Москва
2013г.
8. Комплексные занятия М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ,изд. «Учитель»
Волгоград 2010г.
9. «Чего на свете не бывает?» О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаевой , изд «Просвещение» Москва
1991г.
10. «Конспекты занятий по математике» Волчкова В.Н., Степанова Н.В., изд. ТЦ «Учитель»
Воронеж 2009г
11.«Математика в детском саду старший дошкольный возраст». В. П. Новикова. изд.
«Мозаика-Синтез» Москва 2009 г.
12. «Логические задачки» О.А. Реуцкая. изд. «Феникс» Ростов –на-Дону 2012г.
13. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова
Москва ООО «Глобус»
14. «Большая книга заданий и упражнений для детей» изд. ЗАО «ОЛМА МЕДИА ГРУПП»
Москва 2011г.
15. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайлова изд.
«Просвещение» Москва 1985г.
Электронные ресурсы:

1.«Развивающие
игры
для
детей»
«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» В. П. Новикова, Л. И. Тихонова
2.Rutracker.orq
3.Блоки Дьенеша- методическое пособие для воспитателей детского сада
4.MirKnig.com
5.Альбомы заданий. Блоки Дьенеша. Палочки Кьюзенера
6.http:// www.doshvozrast.ru Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье
7.http:// www.fbr.ru Банк рефератов
8.Педагогический проект МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС Автор: И.П. Швецова
Перечень пособий
1. Б. Н. Бухаров «Думай в квадрате» - Изд.: Карапуз, 2012. – 16 с.
2. Т. П. Воронина А.И.Воронина Логика в картинках для дошколят –Москва: «Грамотей»,
2011
3. В. М. Доскова, А. Г. Прокофьева «Развивающие игры для детей»
4. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи» - Сфера, 2011. – 48 с.
5. Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж, 2007 г. – 78 с.
6. И. В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у
дошкольников». – М.: АРКТИ, 2010 г. - 68 с.
7. Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». – Ярославль: Академия развития, 1999. –
256 с.: ил. – (Серия: Развивающее обучение)
Ресурсы Интернета
1. На сайте секции ТРИЗ БГИ
2. Ивин А.А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. – М.: ФАИР-ПРЕСС,
2002.http://psylib.org.ua/books/ivina01/index.htm
3. Попов Ю.П. Учебник по логике http://works.tarefer.ru/46/100036/index.html
4. Челпанов Г.И. «Учебник логики» — Изд. 11-е, доп., М.: URSS, 2009 — 264
с.http://www.krotov.info/lib_sec/shso/37_chelpanov.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».