КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ l. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Логикум» (далее – программа) естественнонаучной направленности. Основанием для проектирования и реализации данной программы служит перечень следующих нормативных правовых актов и государственных программных документов: • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»; • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -Муниципальное задание МАДОУ детский сад 10 на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годы, утвержденным Начальником МОУО Управление образованием городского округа Красноуфимск -Устав МАДОУ детский сад 10, утвержденным приказом МОУО Управление образованием городского округа Красноуфимск от 10 июня 2022 г. № 103. -Программа развития МАДОУ детский сад 10. -Положение о дополнительных общеразвивающих программах МАДОУ детский сад 10 утвержденное приказом от 01.09.2023 № 88-д; Актуальность программы Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Математическое развитие детей является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Чтобы наши дети могли быть знающими врачами, педагогами, толковыми юристами, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Отличительной особенностью программы Образовательная деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, головоломок в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления, умение нестандартно мыслить, справляться с логическими задачами, выполнять действия с множествами. Адресат программы. Программа «Логикум» предназначена для детей 5-7 лет. Рекомендуемый минимальный состав группы - 10 человек, максимальное число детей, обучающихся в одной группе - 15 человек Режим, периодичность и продолжительность занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 32 занятия в год. Продолжительность занятий подготовительной группе –30 минут. Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения: 32 часа при нагрузке 25 - 30 минут в неделю. Форма обучения: очная. Форма проведения занятий: дидактические игры, математические задания, олимпиады, занимательные игры, задачи, развлечения. 2. Цель и задачи Цель программы: развитие логического мышления и смекалки у детей, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Задачи Обучающие: - формировать умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие - формировать приемы умственных действий (анализ, сравнения, классификация, обобщение, аналогия, синтез); - формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий; - формировать умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики; - формировать представления о натуральном числе и арифметических действиях (числовая грамотность), величине и геометрических фигурах; пользоваться различными схемами и планами. Развивающие: - развивать логическое мышление (мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сериации, классификации) и других психических процессов (памяти, восприятия, произвольного внимания, творческого воображения и т.д.); - развивать речь, вводить в активную речь математические термины; - развивать умение применять полученные знания в практической деятельности. Воспитательные: - обогащать опыт самопознания дошкольников; - воспитывать самостоятельность и инициативность у каждого ребенка, чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству. 3. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Наименование темы Вводное занятие Содержание программы Учебный план Количество часов Всего Теория Практик а 1 1 - Знакомство с блоками Дьеныша Помоги муравьишкам 0,5 0,5 - 2 1 1 Приключения Мальчика Логика и его друзей . 2 1 Знакомство с палочками Кьюзинера. 0,5 0,5 - Цветные палочки – могут быть цифрами Медвежата 1 0,5 0,5 1,5 0,5 1 1 8. Сложи узор 1,5 0,5 1 9. Математические задачи и загадки 1 0,5 0,5 10. Занимательное путешествие в страну Математики. По дорожке в лес пойдем 2 1 1 2 1 1 2 1 1 11. 12. 13. Устный опрос, Входная диагностика Выполнение заданий Выполнение заданий Выполнение заданий Выполнение заданий Выполнение заданий Выполнение заданий Выполнение заданий Выполнение заданий Выполнение заданий Поиграем в Танграм Зимушка-Зима 2 14. Формы контроляи аттестации 1 1 Выполнение заданий 1 Выполнение заданий Фиолетовый лес 2 1 Выполнение заданий 15. В гостях у сказки 2 16. 17. 18. Математические головоломки. 5 1 Выполнение заданий 1 1 4 Стрекоза Итоговое занятие Игра «Умники и умницы». Итого по программе: Выполнение заданий Выполнение заданий 2 3 1 1 - 1 32 14 18 Викторина для детей Содержание учебного плана. Тема №1. Вводное занятие. Теория. Выявить уровень развития мыслительных операций у детей. Тема № 2. Знакомство с блоками Дьеныша Теория. Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша и учить различать их по форме, цвету, размеру и толщине. Развивать умение сравнивать блоки между собой. Воспитывать любознательность и интерес к данному пособию Тема №3. Помоги муравьишкам Теория. Игра «Помоги муравьишкам» с логическими блоками Дьенша, на различение и называние фигур и цвета (круг, квадрат, красный, желтый, зелёный). Эта игра упражнение детей в порядковом счете, ориентировке в пространстве, отражении в речи характера действий (сосчитал, нашел, узнал). Тема №4. Приключения Мальчика Логика и его друзей . Теория. План-схема с изображением лесной чащи и тропинок с зашифрованными символами; Изображение домиков с кармашками для выкладывания карточек- символов со схемами кодирования свойств у блоков; схемы транспортных средств, дворцов с закодированной информацией; пособие «Логические блоки Дьенеша» на каждого ребенка. Тема №5 .Знакомство с палочками Кьюзинера. Теория. Познакомить с палочками, как с игровым материалом со свойствами палочек. Воспитывать любознательность и интерес к данному пособию Тема №6. «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ» Теория. Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера). Тема №7. Тема: «Медвежата» Теория. Головоломка "Колумбово яйцо" развивает восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, способность к выделению основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно-моторную координацию, мышление, зрительный анализ/синтез, умение работать по правилам. Тема №8. Сложи узор Теория. Кубики Никитина- Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Тема №9. Математические задачи и загадки Теория. Занимательные игровые задачи, с математическим смыслом. Развивает логическое мышление, наблюдательность, быстроту реакции; учит овладению поисковыми подходами к решению любой задачи. Тема №10. Занимательное путешествие в страну Математики. Теория. Игра «Колумбовое яйцо». Закреплять пользоваться прямым и обратным счетом в пределах 10, находить соседей числа. Закреплять умение ориентироваться на плоскости, определять местоположения геометрических фигур на плоскости. Тема №11. По дорожке в лес пойдем Теория. Формирование у детей способности создавать различные узоры с помощью кубиков Никитина Б.П Тема №12. Поиграем в Танграм Теория. Познакомить детей со способами соединения элементов игры «Танграм» в единое целое (образную фигуру), формировать у детей умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ расположения геометрических фигур на плоскости относительно друг друга. Способствовать развитию воображения, творческого мышления, комбинаторных способностей. Тема №13. Зимушка-Зима Теория. Создание условий для формирования связной речи посредством интеграции речевой и логико-конструктивной деятельности. Тема №14. Фиолетовый лес Теория. Использование развивающей игры «Геоконт в процессе педагогической деятельности или Умелые пальчики». Тема №15. В гостях у сказки Теория. Использование Танграм Тема № 16 Математические головоломки. Теория Развивать логическое мышление ребёнка так же необходимо, как и обучать новому, потому что знания — только инструменты, а логика — это умение их использовать. Логика научит анализировать задачи и ситуации, находить и применять нестандартные решения. Такие навыки пригодятся как в детском саду и школе, так и в быту. Для развития логического мышления есть множество различных упражнений. Но если ваш малыш устал от обычных задачек, предложите ему увлекательные математические головоломки. Тема № 17 Стрекоза» игра со счетными палочками. Теория. Учить детей сосчитывать , сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр; обобщение трех групп предметов, действий по числу Тема № 18 «Умники и умницы». Теория. Итоговое занятие Игра «Умники и умницы». 4. Планируемые результаты. Предметные результаты: - владеют приемами умственных действий (анализ, сравнения, классификация, обобщение, аналогия, синтез); -сформированы умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий. - имеют представления о натуральном числе и арифметических действиях (числовая грамотность), величине и геометрических фигурах; - выделять самое существенное в предметах; - пользоваться различными схемами и планами; - рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. Метапредметные результаты: - развито логическое мышление (мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сериации, классификации) и других психических процессов (памяти, восприятия, произвольного внимания, творческого воображения и т.д.); - используют в активной речи математические термины; - применяют полученные знания в практической деятельности. Личностные результаты: - проявляют самостоятельность и инициативность, чувства собственного достоинства, самоуважения; стремления к активной деятельности и творчеству. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХУСЛОВИЙ l. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год № Основные характеристики образовательного процесса показатель п/п 1. 32 Количество учебных недель 2. 1 Количество часов в неделю 3. Начало занятий 2 октября 2023 4. 31 мая 2024 Окончание занятий 5. 1-7 января 2024 Сроки зимних каникул 2. Условия реализации программы 2. 1. Материально-техническое обеспечение Реализация программы осуществляется в МАДОУ д/с 10 и включает следующее оборудование: № п/п Наименование Кол-во единиц Геометрические фигуры и тела. Наборы разрезных картинок. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года. 4. Полоски, ленты разной длины и ширины. 5. Цифры . 6. Игрушки 7. Фланелеграф, 8. Мольберт. 9. Чудесный мешочек. 10. Знаки-символы. 11. Пластмассовый и деревянный строительный материал. 15 15 15 1 1 1 15 15 12. Геометрическая мозаика. 15 13. Счётные палочки. 14. Блоки Дьеныша 15. Предметные картинки. 15 15 16. Палочки Кьюизенера, 17. Лото. 18. Геоконт» 15 3-4 19. Кубики Никитина 20. Колумбово яйцо 15 15 21. «Танграм» 15 22. Дидактические и развивающие игры. 3-4 1. 2. 3. 15 15 15 15 15 2.2. Кадровое обеспечение Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования Николаевой Ольгой Ильиничной (стаж работы в данной должности 8 лет, 1КК) 3. Формы аттестации и оценочные материалы. Для определения соответствия результатов освоения программы заявленным целям и планируемым результатам обучения предусмотрено использование таких видов контроля, как входной, текущий, промежуточный и итоговый. Входной контроль (октябрь) проводится в форме теста. Оценивается уровень стартовых знаний. Текущий контроль проводится в течение всего года. Используются такие методы как наблюдение, опрос, выполнение практических заданий. Промежуточный контроль (декабрь) проводится по окончании первого учебного полугодия в форме тестирования. Итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме тестирования. Метапредметные результаты освоения программы оцениваются при помощи педагогического наблюдения. Критерии оценки метапредметных результатов: 3 балла (высокий уровень): учащийся умеет налаживать и поддерживать доброжелательные отношения, совместно принимать решения и решать проблемы, работать для достижения общей цели; умеет самостоятельно выполнять свои обязанности; умеет переносить трудности на занятиях и в походах; умеет оценивать свои действия для достижения нужного результата поставленной задачи, умеет правильно оценить конечный результат. 2 балла (средний уровень): при решении конфликтных вопросов требуется помощь руководителя; иногда возникают трудности на занятиях и в походах; для достижения поставленной задачи совершаются ненужные или лишние действия; требуется помощь педагога в оценке результатов. 1 балл (низкий уровень): учащийся демонстрирует нежелание быть в коллективе; тяжело переносит трудности во время занятий и походов; работу выполняет по принуждению руководителя; не в состоянии оценить правильность выполнения поставленной задачи; требуется контроль. Для отслеживания личностных результатов освоения программы используются такие методы как педагогическое наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. Критерии оценки личностных результатов: 3 балла (высокий уровень) – здоровый образ жизни становится неотъемлемой частью жизни; во время занятий и в походах самостоятельно ищет возможность помочь коллективу, проявляет желание участвовать в общественных делах. 2 балла (средний уровень) - желание соблюдать здоровый образ жизни проявляется периодически; чувство ответственности за коллектив проявляется, но в зависимости от ситуации; желание учиться есть, но периодически ослабевает. 1 балл (низкий уровень) – нет потребности в здоровом образе жизни; про ответственность приходится постоянно объяснять и напоминать; педагогу необходимо жестко контролировать выполнение заданий. Все результаты заносятся в таблицу мониторинга, на основании которого формируются протоколы уровня освоения программы. 4. Методические материалы Программа предусматривает два вида занятий: теоретические и практические занятия. Практическая часть программы предусматривает групповую форму работы. В зависимости от поставленных задач, занятия могут проходить в учебной аудитории и на территории детского сада. На занятиях используются следующие методы обучения: - словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия; - наглядные методы: использование оборудования и инвентаря; раздаточных материалов, фотографий, видеофильмов, схем, плакатов, рисунков, макетов; - практические методы: выполнение заданий и упражнений; - метод применения информационно-коммуникационных технологий: выполнение диагностических тестов и заданий с использованием компьютера; Каждому методу соответствует форма организации занятия: беседа, лекция, дискуссия, презентация, викторина, тематические игры, опрос, тестирование, практические занятия на местности и в помещении. Педагогические технологии, используемые в ходе реализации программы: игровые технологии: игры на знакомство, формирование навыков сотрудничества, общительности, взаимодействия в различных ситуациях; имитационные игры по отработке оперативных действий, по моделированию деятельности в конкретной обстановке по заданному сюжету; здоровье сберегающие технологии; информационные технологии. Формы подведения итогов: олимпиады, тесты, игровые задания, квесты, задачи. 5. Список литературы и источников информации 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ; 2.Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»; 3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 4. Распоряжение правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Концепция развития дополнительного образования детей». 5. Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3 648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)». Литература, использованная при разработке программы 1. «Развиваем логику» Александр Лекомцев, изд. «Феникс» Ростов- на- Дону2014г. 2. «Математическое развитие детей 4-7 лет» Л.В. Колесникова, изд. «Учитель» Волгоград 2014г. 3. «Изучаем фигуры» Т.В. Сорокина, С.В. Пятак , изд. «Эксмо» Москва 2011г. 4. «Тренажер по математике для детей 6-7 лет» В.Г.Голубь, изд. «Метода» Воронеж 2014г. 5. «Всё по полочкам» А.В. Горячев, Н.В. Ключ, изд. ООО «Баласс» Москва 2004г. 6. «Логические игры для дошкольников» изд. ООО «Ранок» Харьков 2010г. 7. «Развитие пространственного мышления и речи» изд. ООО «Хатрер-пресс» Москва 2013г. 8. Комплексные занятия М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ,изд. «Учитель» Волгоград 2010г. 9. «Чего на свете не бывает?» О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаевой , изд «Просвещение» Москва 1991г. 10. «Конспекты занятий по математике» Волчкова В.Н., Степанова Н.В., изд. ТЦ «Учитель» Воронеж 2009г 11.«Математика в детском саду старший дошкольный возраст». В. П. Новикова. изд. «Мозаика-Синтез» Москва 2009 г. 12. «Логические задачки» О.А. Реуцкая. изд. «Феникс» Ростов –на-Дону 2012г. 13. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова Москва ООО «Глобус» 14. «Большая книга заданий и упражнений для детей» изд. ЗАО «ОЛМА МЕДИА ГРУПП» Москва 2011г. 15. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайлова изд. «Просвещение» Москва 1985г. Электронные ресурсы: 1.«Развивающие игры для детей» «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» В. П. Новикова, Л. И. Тихонова 2.Rutracker.orq 3.Блоки Дьенеша- методическое пособие для воспитателей детского сада 4.MirKnig.com 5.Альбомы заданий. Блоки Дьенеша. Палочки Кьюзенера 6.http:// www.doshvozrast.ru Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье 7.http:// www.fbr.ru Банк рефератов 8.Педагогический проект МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС Автор: И.П. Швецова Перечень пособий 1. Б. Н. Бухаров «Думай в квадрате» - Изд.: Карапуз, 2012. – 16 с. 2. Т. П. Воронина А.И.Воронина Логика в картинках для дошколят –Москва: «Грамотей», 2011 3. В. М. Доскова, А. Г. Прокофьева «Развивающие игры для детей» 4. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи» - Сфера, 2011. – 48 с. 5. Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж, 2007 г. – 78 с. 6. И. В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». – М.: АРКТИ, 2010 г. - 68 с. 7. Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». – Ярославль: Академия развития, 1999. – 256 с.: ил. – (Серия: Развивающее обучение) Ресурсы Интернета 1. На сайте секции ТРИЗ БГИ 2. Ивин А.А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.http://psylib.org.ua/books/ivina01/index.htm 3. Попов Ю.П. Учебник по логике http://works.tarefer.ru/46/100036/index.html 4. Челпанов Г.И. «Учебник логики» — Изд. 11-е, доп., М.: URSS, 2009 — 264 с.http://www.krotov.info/lib_sec/shso/37_chelpanov.html