КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
l. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Логикум» (далее – программа)
естественнонаучной направленности.
Основанием для проектирования и реализации данной программы служит перечень
следующих нормативных правовых актов и государственных программных документов:
•
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
•
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка
в РФ»;
•
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
•
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Муниципальное задание МАДОУ детский сад 10 на 2023 год и плановый период 2024 и
2025 годы, утвержденным Начальником МОУО Управление образованием городского
округа Красноуфимск
-Устав МАДОУ детский сад 10, утвержденным приказом МОУО Управление
образованием городского округа Красноуфимск от 10 июня 2022 г. № 103.
-Программа развития МАДОУ детский сад 10.
-Положение о дополнительных общеразвивающих программах МАДОУ детский сад 10
утвержденное приказом от 01.09.2023 № 88-д;
Актуальность программы
Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать
кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить
наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные
желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз,
судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы
и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками,
им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды
умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями.
Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности,
поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является
важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы
определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.
Отличительной особенностью программы
Образовательная деятельность представляет систему развивающих игр,
упражнений, головоломок в том числе электронных дидактических пособий логического
содержания, которые формируют устойчивый интерес к знаниям, развивают внимание,
память, логические формы мышления, умение нестандартно мыслить, справляться с
логическими задачами, выполнять действия с множествами.
Адресат программы.
Программа «Логикум» предназначена для детей 5-7 лет. Рекомендуемый минимальный
состав группы - 10 человек, максимальное число детей, обучающихся в одной группе - 15
человек.
Режим, периодичность и продолжительность занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 32 занятия в год.
Продолжительность занятий в группе –30 минут.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения: 32 часа
при нагрузке 25 - 30 минут в неделю.
Форма обучения: очная. Форма проведения занятий: дидактические игры,
математические задания, олимпиады, занимательные игры, задачи, развлечения.
2.
Цель и задачи
Цель программы: развитие у дошкольников
элементарного логического
мышления, смекалки, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои
высказывания, строить простейшие умозаключения.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и
слуховое восприятие;
- формировать приемы умственных действий (анализ, сравнения, классификация,
обобщение, аналогия, синтез);
- формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решения в
соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий;
- формировать умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами
логики;
- формировать познавательный интерес.
Развивающие:
- развивать психические процессы (память, восприятие, произвольное внимание,
творческое воображение и т.д.);
- развивать речь, вводить в активную речь математические термины;
- развивать умение применять полученные знания в практической деятельности.
Воспитательные:
- обогащать опыт самопознания дошкольников;
- воспитывать самостоятельность и инициативность у каждого ребенка, чувства
собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и
творчеству.
Содержание программы
Учебный план
3.
месяц
Наименование
Количество часов
всего теория практика
Октябрь
1нед Мониторинг. Выполнение
диагностических заданий.
1
-
1 блок «Нескучные головоломки»
«Танграм»
1
0,5
Март
Февраль
Январь
Декабрь
Ноябрь
2нед Головоломка
Знакомство.
головоломка
3нед Занимательная
«Танграм»
4нед Поиграем в «Танграм»
1
0,5
1
-
1
1
-
1
с
логической
1
0,5
1нед Знакомство
головоломкой
«Колумбово
яйцо»
«Колумбово
1
2нед Головоломка
яйцо»
1
0,5
3нед Знакомство с шарадами
1
4нед Разгадывание шарад
2 блок «Загадочные ребусы»
1
0,5
1нед Знакомство с ребусами
0,5
1
2нед Ребусы для дошколят
1
3нед Ребусы для самых умных
1
4нед Соревнования «Отгадай ребус
соперника»
3 блок «Логические цепочки»
1
0,5
1нед Знакомство с логическими
цепочками
1
2нед Строим логические цепочки из
слов
1
3нед Цепочки из фигур
1
1
1
1
4нед Решаем логические цепочки
3 блок «Логические задачи и загадки»
в
страну
1
0,5
1нед Путешествие
логических задач
1
2нед Путешествие в страну Логику
3нед Нескучные задачки
1
-
1
4нед Решение задач и загадок
4 блок «Магические квадраты»
1
0,5
1нед Волшебный квадрат
1
2нед Магический квадрат
3нед Волшебный
Воскобовича
квадрат
1
0,5
Формы
контроля и
аттестации
Устный
опрос,
Входная
диагностика
1
Работа по
схемам
Работа в
группах
Самостоятел
ьная работа
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
1
0,5
1
1
1
0,5
1
0,5
Выполнение
заданий
Работа в
командах
Апрель
Май
1
0,5
4нед В мире логических квадратов
5 блок «Увлекательные шахматы»
1
0,5
1нед Вводное занятие по шахматам
1
2нед Загадочные шахматы
1
0,5
3нед Мир шахмат
1
0,5
4нед Шахматный турнир
6 блок «Играем вместе с блоками Дьенеша»
с
блоками
1
0,5
1нед Знакомство
Дьенеша
1
0,5
2нед Засели домик жителями
Выполнение
2
3нед Мониторинг.
диагностических заданий.
Итого часов по программе:
32
9
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
2
23
Содержание учебного плана.
Тема №1: Мониторинг
Теория: 1.«Оценка образно-логического мышления: «Нелепые картинки». «Перепутанные
стихи». 2.»Оценка словесно-логического мышления».
Практика: Выполнение тестовых заданий
1 Блок «Нескучные головоломки»
Тема №2: Головоломка «Танграм». Знакомство
Теория: Главная цель игры танграм — развитие мышления ребёнка.
Практика: Игра с головоломкой «Танграм»
Тема №3: Занимательная головоломка «Танграм»
Теория: Развивает умение играть по правилам и выполнять инструкции. Развивать
наглядно-образное мышление, воображение, внимание, восприятие.
Практика: Работа по схемам.
Тема №4: Поиграем в «Танграм»
Теория: Совершенствовать навыки дифференциации цвета, величины и формы. Учить
визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из частей заданную
модель.
Практика: Работа по схемам
Тема №5: Логическая головоломка. «Колумбово яйцо». Знакомство.
Теория: научить составлять фигуры из частей овала. Развивать воображение и логическое
мышление, мелкую моторику рук и глазомер, умения работать по рисунку-схеме.
Практика: Работа по схемам Д/игра «Ожившие фигуры»
Тема №6: «Колумбово яйцо»
Теория: Развитие у детей сенсорных способностей, мелкой моторики,
пространственных представлений, образного и логического мышления.
Практика: Д/и «Забавные животные»
Тема №7: Знакомство с шарадами.
Теория: учить разгадывать зашифрованные слова.
Практика: Разгадывание шарад.
Тема №8: Шарады
Теория: закреплять умение ориентироваться в буквах слова, умение читать; учить писать
слова печатными буквами; развивать сообразительность, логическое мышление, память,
коммуникативные качества.
Практика: Игра в шарады
Блок 2 «Загадочные ребусы»
Тема №9: Знакомство с ребусами.
Теория: Дать понятие «Ребус», познакомить с правилами и приемами, которые
употребляются в их решении.
Практика: Разгадывание простых ребусов.
Тема№ 10: Ребусы для дошколят.
Теория: Научить ребят решать и составлять ребусы
Практика: Разгадывание ребусов
Тема №11: Ребусы для самых умных
Теория: Выучить алгоритм решения ребусов.
Практика: Разгадывание ребусов повышенной сложности.
Тема №12: Соревнования «Отгадай ребус соперника»
Теория: Способствовать интеллектуальному развитию детей.
Практика: Соревнование двух команд. Отгадай ребус друга.
Блок 3 « Логические цепочки»
Тема №13: Логическая цепочки Знакомство.
Теория: развивать у воспитанников логику, мышление, память, внимание.
Практика: Д/И «Подскажи Незнайке»
Тема №14: Строим логические цепочки из слов
Теория: Закреплять в умении находить закономерности и обосновании найденного
решения, в последовательном анализе каждой группы слов.
Практика: Д/И «Логические цепочки». Д/Игра «Цепочка слов», Упражнение «Продолжи
рассказ»
Тема №15: Логические цепочки из фигур
Теория: Совершенствовать умения в обобщении понятий для каждой группы слов;
объяснить свой выбор. Закреплять навык находить логическую связь между картинками.
Практика: Работа в рабочих листах. Д/И «Продолжи ряд предметов».
Тема №16: Реши логическую цепочку
Теория: Закреплять умение мысленно распределять предметы по группам; соединить
попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.
Практика: «Дополни ряд нужной фигурой»
4 блок «Логические задачи и загадки»
Тема №17: «Путешествие в страну логических задач»
Теория: Познакомить детей с логическими задачами. Учить отгадывать математические
загадки.
Практика: Д/и «Дорисуй фигуру, чтобы получился предмет»
Тема №18: «Путешествие в страну Логику»
Теория: Закреплять умения классифицировать предметы по существующим признакам.
Практика: Д/и «Угадайка»
Тема №19: «Нескучные задачки.
Теория: Учить прослеживать взаимосвязи и делать вывод.
Практика: Разминка, д/и «Собери узор»
Тема №20: «Решение задачек и загадок»
Теория: Тренировать в решении логических задач.
Практика: Конспект №2, Круги Эйлера
5 блок «Магические квадраты»
Тема №21: «Волшебный квадрат»
Теория: Узнать историю математических квадратов. Что такое математический квадрат и
как его построить.
Практика: Работа с математическим квадратом.
Тема №22: «Магический квадрат»
Теория: Беседа «Легенда о магическом квадрате»
Практика: Д/и «Магический квадрат»
Тема №23: «Волшебный квадрат Воскобовича»
Теория: Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам
окружающей действительности.
Практика: Сказка про маленький квадрат.
Тема №24: «В мире логических квадратов»
Теория: Развитие логического мышления, памяти, воображения, умение анализировать.
Практика: Складывание из квадратов собаки.
6 блок «Увлекательный мир шахмат
Тема №25: Вводное занятие
Теория: Познакомить детей с волшебным миром шахмат.
Практика: Рассматривание доски и фигур.
Тема №26: Загадочные шахматы
Теория: Закрепить знания детей об особенностях шахматной доски, некоторыми
терминами, используемыми в шахматах: горизонталь, вертикаль, диагональ. Дать
первоначальные представления о шахматных фигурах. Познакомить с названием
шахматных фигур, с "адресом" шахматного поля.
Практика: Пробная игра в парах
Тема №27: Мир шахмат
Теория: Формирование у детей устойчивого интереса к игре в шахматы.
Практика: Игра в шахматы.
Тема №28: Шахматный турнир
Теория: создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Практика: Турнир
7 блок «Логические блоки Дьенеша»
Тема №29: Знакомство с блоками Дьеныша
Теория. Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша и учить различать их по
форме, цвету, размеру и толщине. Развивать умение сравнивать блоки между собой.
Воспитывать любознательность и интерес к данному пособию.
Практика: Д/и «Подбери фигура по признаку»
Тема №30: Засели домик жителями
Теория: Закреплять умения выделять один или несколько предметов из группы по
определённым признака.
Практика: Д/И с блоками Дьенеша «Найди фрагменты изображений».
Тема №31: Мониторинг. Выполнение диагностических заданий.
Теория: Исследования уровня развития логического мышления.
4.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
1. умеют анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое
восприятие;
- владеют приемами умственных действий (анализ, сравнения, классификация,
обобщение, аналогия, синтез);
- владеют умениями обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решения в
соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий;
- умеют рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
- сформирован познавательный интерес.
Метапредметные результаты:
- развиты психические процессы (память, восприятие, произвольное внимание, творческое
воображение и т.д.);
- развивать речь, вводить в активную речь математические термины;
- умеют применять полученные знания в практической деятельности.
Личностные результаты:
- имеет опыт самопознания дошкольников;
- ребенок проявляет инициативность и самостоятельность, чувства собственного
достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХУСЛОВИЙ
l. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
№
Основные характеристики образовательного процесса
Показатель
п/п
1.
Количество учебных недель
32
2.
Количество часов в неделю
1
3.
Начало занятий
4.
Окончание занятий
5.
Сроки зимних каникул
1 октября 2024
30 мая 2025
1-8 января 2025
2. Условия реализации программы
2. 1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы осуществляется в МАДОУ д/с 10 и включает следующее
оборудование:
№
п/п
Наименование
Кол-во единиц
1.
Геометрические фигуры и тела.
15
2.
Наборы разрезных картинок.
15
3.
Шахматы
4
4.
Развивающие игры
10
5.
Мнемотехнические карты
5
6.
Ребусы разной сложности
15
7.
Математические фокусы
10
8.
Математические квадраты
15
9.
Головоломки
15
10.
Задачи-шутки
10
11.
Математические логические игры, задачи, упражнения
15
12.
Дидактические и развивающие игры.
3-4
13.
Дидактические игры (словесные, с наглядным мат-ом)
3-4
14.
Колумбово яйцо
15
15.
Игры на плоскостное моделирование
15
16.
Фланелеграф,
1
17.
Мольберт.
1
18.
Чудесный мешочек.
19.
Знаки-символы.
15
20.
Пластмассовый и деревянный строительный материал.
15
21.
Геометрическая мозаика.
15
22.
«Танграм»
15
23.
Блоки Дьенеша
15
24.
Предметные картинки.
15
1
2.2. Кадровое обеспечение
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом
дополнительного образования Зыковой Натальей Валерьевной (стаж работы в данной
должности 9 лет, 1КК)
3. Формы аттестации и оценочные материалы.
Для определения соответствия результатов освоения программы заявленным целям
и планируемым результатам обучения предусмотрено использование таких видов
контроля, как входной, текущий, промежуточный и итоговый.
Входной контроль (октябрь) проводится в форме теста. Оценивается уровень
стартовых знаний.
Текущий контроль проводится в течение всего года. Используются такие методы
как наблюдение, опрос, выполнение практических заданий.
Промежуточный контроль (декабрь) проводится по окончании первого учебного
полугодия в форме тестирования.
За основу выявления уровня сформированности логического мышления у детей
дошкольного возраста взята диагностическая методика, предложенная Л.А.Венгером.
Диагностический комплекс включает в себя диагностические задания, проблемные
ситуации, дидактические игры разной направленности, наблюдения за детьми в
специально организованной игровой деятельности, в общении и решении заданий.
Показатели оценки сформированности логического мышления и его операций у
старшего дошкольника оцениваются по 3-х балльной системе в направлении, от высшего
к низшему. Каждый вид направленности игры оценивается по отдельности, затем
высчитывается общий балл за выполнение всех заданий. Общий балл переводиться в
процентное выражение качества выполнения методики, которое соотноситься с одним из
выделенных уровней: высокий уровень – 9 – 12 баллов
средний уровень – 5 – 8 баллов
низкий уровень – 4 и ниже.
Данная методика позволяет проследить динамику сформированности логического
мышления и его операций у старшего дошкольника.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Оценивается:
1. степень самостоятельности;
2. полнота ответа;
З) точность ответа.
Низкий уровень: дети дают 1-2 правильных ответов, но испытывают затруднения
в высказывании суждений, доказательств.
Средний уровень: помощь воспитателя приводит к правильному выполнению
логических операций в играх; дети дают 3-4 самостоятельных ответов, чаще всего с
помощью вспомогательных вопросов.
Высокий уровень: самостоятельное выполнение логических операций в играх,
умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль, делать
выводы и умозаключения.
Диагностическое обследование детей группы старшего дошкольного возраста
(с 6 до 7лет)
Методика выявления
Цель
Дидактическая игра
Инструкция к проведению
игры
Выявление
1. «Подбери предметы к
1.Рассмотреть внимательно
сформированности
форме»
нарисованные предметы и
операции сравнение
2.«Сравни и опиши»
геометрические фигуры:
3. «Найди отличия»
треугольник, круг, овал,
прямоугольник, квадрат,
цилиндр; сравнивают и
соотносят предметы по
форме.
2.Предложить ребёнку
предметные картинки
(мебель, посуда, одежда,
бытовые приборы). Найти
отличительные признаки.
З. Предложить ребёнку
посмотреть на два
одинаковых рисунка и найти
в чём отличие.
Выявление
1.«Домики».
1.Детям даётся задание -
сформированности
2. «Последовательные
«заселить дом». На каждом
операции анализа и синтеза
картинки».
этаже живёт такое кол-во
З «Словесные пропорции».
жильцов, которое
4.«Что сначала, что потом?»
соответствует указанному
номеру на крыше дома
(состав числа). После
расселения необходимо
сделать проверку,
правильно ли «въехали» в
дом жильцы (обговаривая
каждое действие).
2. Детям предлагаются
картинки так, чтобы
получился связный рассказ.
З. Ребёнку предлагается
посмотреть на слова. В
правой колонке написано
корова-телёнок». Между
этими словами есть
определённая связь. А в
левой колонке наверху
написано слово «лошадь», а
внизу дано несколько
разных слов. Задание:
выбрать среди них такое,
которое было бы так же
связано со словом «корова».
4.Рассмотреть
последовательность
движений детей и
определить, что сначала, а
что потом.
Выявление
1.«Каких фигур недостает?»
1.Ребёнку предлагается
сформированности
2.«Четвёртый лишний»
табличка с геометрическими
операции обобщение
З. «Ценные находки»
фигурами; определить
4.«Ктознает, пусть
недостающую фигуру.
продолжает»
2. На каждой из
предложенных картинок,
один из четырёх предметов
является лишним. Ребёнок
определяет какой предмет
лишний и почему?
3. Назвать в разных по
содержанию предметах
материал, из которого
сделаны предметы игрушки.
дерево, стекло, металл,
пластмасса); назвать
предметы разного
содержания обобщающим
словом, по признаку
материала.
4.Педагог называет родовое
понятие слова, с
обобщающим значением;
дети называют слова,
относящиеся к данному
роду, с конкретным
значением.
Выявление
1.«Волшебное дерево»
1.Предлагается детям
сформированности
2.«Кому, что надо для
«вырастить» детям
операции классификации
работы?»
волшебное дерево, на
3.«Разложи по порядку»
котором вместо листьев
4.«Расшифруй письмо»
геометрические фигуры.
Каждая веточка имеет свой
цвет и цвет листочков будет
соответствовать цвету
веточки. Дети выбирают
нужную геометрическую
фигуру по цвету и
располагают «листочки» на
ветке, при этом обращая
внимание на символы фигур
листьев (форму, размер).
2.Дети классифицируют
предметы и определяют их
принадлежность к той или
иной профессии.
З Ребёнок классифицирует
предметы по определённым
признакам, тем самым «
читает» содержание письма.
4.Ребёнок классифицирует
предметы по определенным
признакам, тем самым «
читает» содержание письма.
4. Методические материалы
Программа предусматривает теоретическую и практическую части занятия.
Практическая часть программы предусматривает групповую форму работы. В
зависимости от поставленных задач, занятия могут проходить в учебной аудитории и на
территории детского сада.
На занятиях используются следующие методы обучения:
- словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия;
- наглядные методы: использование оборудования и инвентаря; раздаточных
материалов, фотографий, видеофильмов, схем, плакатов, рисунков, макетов;
- практические методы: выполнение заданий и упражнений;
- метод применения информационно-коммуникационных технологий: выполнение
диагностических тестов и заданий с использованием компьютера;
Каждому методу соответствует форма организации занятия: беседа, лекция,
дискуссия, презентация, викторина, тематические игры, опрос, тестирование,
практические занятия на местности и в помещении.
Педагогические технологии, используемые в ходе реализации программы:
-
игровые технологии: игры на знакомство, формирование навыков
сотрудничества, общительности, взаимодействия в различных ситуациях; имитационные
игры по отработке оперативных действий, по моделированию деятельности в конкретной
обстановке по заданному сюжету;
-
здоровье сберегающие технологии;
-
информационные технологии.
Формы подведения итогов: тесты, игровые задания, задачи.
5. Список литературы и источников информации
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ;
2.Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в
РФ»;
3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
4. Распоряжение правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Концепция развития
дополнительного образования детей».
5. Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3 648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».
Литература, использованная при разработке программы
1. «Развиваем логику» Александр Лекомцев, изд. «Феникс» Ростов- на- Дону2014г.
2. «Математическое развитие детей 4-7 лет» Л.В. Колесникова, изд. «Учитель»
Волгоград 2014г.
3. «Изучаем фигуры» Т.В. Сорокина, С.В. Пятак , изд. «Эксмо» Москва 2011г.
4. «Тренажер по математике для детей 6-7 лет» В.Г.Голубь, изд. «Метода» Воронеж
2014г.
5. «Всё по полочкам» А.В. Горячев, Н.В. Ключ, изд. ООО «Баласс» Москва 2004г.
6. «Логические игры для дошкольников» изд. ООО «Ранок» Харьков 2010г.
7. «Развитие пространственного мышления и речи» изд. ООО «Хатрер-пресс» Москва
2013г.
8. Комплексные занятия М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ,изд.
«Учитель» Волгоград 2010г.
9. «Чего на свете не бывает?» О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаевой , изд «Просвещение»
Москва 1991г.
10. «Конспекты занятий по математике» Волчкова В.Н., Степанова Н.В., изд. ТЦ
«Учитель» Воронеж 2009г
11.«Математика в детском саду старший дошкольный возраст». В. П. Новикова. изд.
«Мозаика-Синтез» Москва 2009 г.
12. «Логические задачки» О.А. Реуцкая. изд. «Феникс» Ростов –на-Дону 2012г.
13. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю.В. Щербакова, С.Г.
Зубанова Москва ООО «Глобус»
14. «Большая книга заданий и упражнений для детей» изд. ЗАО «ОЛМА МЕДИА
ГРУПП» Москва 2011г.
15. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайлова изд.
«Просвещение» Москва 1985г.
Электронные ресурсы:
1.«Развивающие
игры
для
детей»
«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» В. П. Новикова, Л. И. Тихонова
2.Rutracker.orq
3.Блоки Дьенеша- методическое пособие для воспитателей детского сада
4.MirKnig.com
5.Альбомы заданий. Блоки Дьенеша. Палочки Кьюзенера
6.http:// www.doshvozrast.ru Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и
семье
7.http:// www.fbr.ru Банк рефератов
8.Педагогический проект МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС Автор: И.П. Швецова
Перечень пособий
1. Б. Н. Бухаров «Думай в квадрате» - Изд.: Карапуз, 2012. – 16 с.
2. Т. П. Воронина А.И.Воронина Логика в картинках для дошколят –Москва:
«Грамотей», 2011
3. В. М. Доскова, А. Г. Прокофьева «Развивающие игры для детей»
4. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи» - Сфера, 2011. – 48 с.
5. Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж, 2007 г. – 78
с.
6. И. В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у
дошкольников». – М.: АРКТИ, 2010 г. - 68 с.
7. Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». – Ярославль: Академия развития,
1999. – 256 с.: ил. – (Серия: Развивающее обучение)
Ресурсы Интернета
1. На сайте секции ТРИЗ БГИ
2. Ивин А.А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. – М.: ФАИР-ПРЕСС,
2002.http://psylib.org.ua/books/ivina01/index.htm
3. Попов Ю.П. Учебник по логике http://works.tarefer.ru/46/100036/index.html
4. Челпанов Г.И. «Учебник логики» — Изд. 11-е, доп., М.: URSS, 2009 — 264
с.http://www.krotov.info/lib_sec/shso/37_chelpanov.html