ДОП Азбука профессий

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка.
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем,
например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и
даже президент.…
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука профессий» (далее –
программа)
социально-педагогической
направленности.
Основанием для проектирования и реализации данной программы служит
перечень
следующих
нормативных
правовых
актов
и
государственных
программных
документов:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
• Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребёнка
в
РФ»;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025
года»;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания
и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
•
Муниципальное задание МАДОУ детский сад 10 на 2023 год и плановый период
2024 и 2025 годы, утвержденным Начальником МОУО Управление образованием
городского округа Красноуфимск
•
Устав МАДОУ детский сад 10, утвержденным приказом МОУО Управление
образованием городского округа Красноуфимск от 10 июня 2022 г. № 103.
•
Программа развития МАДОУ детский сад 10.
•
Положение о платных дополнительных образовательных услугах утвержденное
приказом от 06.09.2024 № 116.
Актуальность
Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на
выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для
оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его
индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. В рамках
преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в
единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в
формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с
многообразием и широким выбором профессий.
Отличительные особенности
Отличительные особенности программы в использовании в образовательном
процессе современных образовательных технологий по формированию первоначальных
представлений у дошкольников о мире профессий. Каждое занятие имеет тематическое
наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Воспитанники имеют
возможность исследовать свои способности применительно к рассматриваемой
профессии через «погружение в профессию»; расширять свой кругозор и представление
о мире профессий.

Адресат программы
Программа адресована детям 5-6 лет.
Возраст с 5 до 6 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного
воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное
отношение к любому виду занятости, знакомить в игровой форме с основными чертами
профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться.
Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на сопровождение всех
категорий воспитанников.
Программа предусматривает для воспитанников возможность выбора и построения
индивидуальной образовательной траектории.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 10 человек, максимальное
число детей, обучающихся в одной группе – 15 человек.
Режим, периодичность и продолжительность занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия
– 25-30 минут.
Объём и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 32
часа.
Формы обучения
Основной формой учебной работы является групповое занятие, которое
осуществляется в соответствии с требованиями развивающего обучения. Занятия строятся
таким образом, что теоретические и общие практические навыки даются для всей группы
в игровой форме, при необходимости работа ведется в индивидуальном порядке с учетом
личностных качеств учащихся.
2. Цель и задачи программы
Цель: формирование представлений детей о разных профессиях, о важности и роли труда
взрослых в обществе и в жизни каждого человека.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни
людей;
- формировать обобщенные представления о структуре трудового процесса,
понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
Развивающие:
- развивать эмоционально-положительное отношение к человеку труда;
- развивать познавательную активность, интерес к профессиям взрослых;
- развивать интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей
дошкольного возраста, к трудовым умениям, связанных с различными профессиями;
- способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, наблюдательности, активизировать и
обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Профессии».
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к людям разных профессий;
- воспитывать у детей положительное отношение к общественной значимости труда и
профессионализму в любой сфере труда;
- воспитывать желание научиться выполнять элементарные трудовые
действия
представителей разных профессий.

3. Содержание программы
3.1 Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела, темы
Введение в
программу

Кол-во часов
практи
теория
ка

всего

образовательную

-

1

1,5

3,5

5

1

1

«Фотограф в мире профессий»

1.1

История
возникновения
профессии «фотограф»
Разновидности
профессии
«фотограф»
(фотожурналист,
фотохудожник,
свадебный
фотограф) и т.д.
Фотосессия «Наша группа»
Создание
фотоколлажа
из
фотографий
для
альбома
профессий
Профессия «Гончар»
История гончарного искусства
Знакомство
с
глиной
и
предметами помощниками
Лепка из глины и сушка изделий

1

0

1

0,5

0,5

1

1.2

1.3
1.4

Анализ
итогов
деятельности.
0
0

2
1

2
1

2
1
0,5

4,5
0
0,5

6,5
1
1

0

1

1

Роспись изделий, выставка работ
Экскурсия
в
гончарную
мастерскую
Профессия «Библиотекарь»
История возникновения книги

0,5
0

2
1

2,5
1

1,5
1

1,5
0

3
1

3.2

Необычные библиотеки мира

0,5

0,5

1

3.3.

Экскурсия
в
детскую
центральную библиотеку
Профессия «Ветеринар»

0

1

1

1,5

2

3,5

Знакомство с деятельностью 1
врача – ветеринара, спецификой
его работы.
Экскурсия
в
ветеринарную 0,5
клинику

1

2

1

1,5

2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5.
3
3.1

4
4.1

4.2

Формы
аттестации/
контроля
Диагностика
базовых знаний,
умений и навыков
детей
в
виде
вопросов
и
диагностических
заданий
по
профессиям

Анализ
деятельности.

Организация
мини- библиотеки
в группе

Альбом «Я и мой
питомец»

5
5.1
5.2

5.3
5.4

6
6.1
6.2
6.3

7
7.1
7.2
7.3

Профессия
«Модельер
дизайнер»
История возникновения профессии
дизайнера одежды
Знакомство с тканями, швейными
принадлежностями;
опыты
с
тканью
Виртуальная
экскурсия
на
швейную фабрику
Украшение
эскиза
одежды.
Аппликация из ткани «Юный
модельер»

1,5

3,5

5

1

0

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0

2

2

Профессия
«Парикмахер
стилист»
История возникновения профессии
«парикмахер- стилист»
Виртуальная экскурсия в салон
красоты
Выставка детских работ «Юный
парикмахер»
(аппликации,
рисунки)
Профессия «Повар - кондитер»
История
происхождение
профессии повар - кондитер
Опытно
–
экспериментальная
деятельность с продуктами
Мастер – класс по изготовлению
зефира или украшение пряника,
или угощение из солёного теста

1

2

3

1

0

1

0

1

1

0

1

1

1
1

3
0

4
1

0

2

2

0

1

1

1

1

Итоговые мероприятия
Итоговое занятие. Контрольная
диагностика
базовых
знаний,
умений и навыков.
Всего:

Создание альбома
«Одежда от
прошлого до
настоящего»,
«Национальные
костюмы народов
мира».
Создание
коллекции тканей.

Фотовыставка
(совместная
работа мамы и
ребёнка)
«Моя
причёска»

Викторина
профессия
нужней,
интересней
важней»
11

21

«Чья

32

3.2. Содержание учебного (тематического) плана
Введение в образовательную программу
Теория: Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Инструктаж по
технике безопасности при проведении игр, прогулок экскурсий. Правила поведения на
занятии.
Практика – Начальная диагностика.
Раздел 1. Фотограф
Тема1.1 «История возникновения профессии «фотограф»
Теория:
- Познакомить детей с профессией фотограф
-Обогащать словарный запас детей за счет слов: фотограф, фотоателье,
фотостудия, фотокорреспондент. Учить детей давать полные ответы на вопросы.

и

-Расширять у детей знания и представления о профессии фотограф. Вызывать
интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде
взрослых.
-Активизировать внимание мышление и память детей, развивать логическое
мышление.
Практика: чтение стихотворения Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого
цвета ремесла», рассматривание иллюстраций.
Тема 1.2 «Разновидности профессии «фотограф» (фотожурналист, фотохудожник,
свадебный фотограф) и т.д.
Теория:
- презентация «Разновидности профессии фотограф»
- Воспитывать интерес к профессии фотограф.
Практика: настольная игра лото «Кому, что нужно для работы»
Тема 1.3 «Фотосессия «Наша группа»»
Практика: Фотографирование красивых моментов из жизни группы, выбор места,
поз.
Тема: 1.4 «Создание фотоколлажа из фотографий группы для альбома»
Практика: Выбор фотографий, оформление коллажа
Раздел 2. «Профессия гончар»
Тема 2.1 «История гончарного искусства»
Теория:
-сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время;
-знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством - гончарным.
-познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров гончарного
дела.
Тема 2.2. «Знакомство с глиной и предметами помощниками»
Теория:
-познакомить детей с глиной, развивать интерес к поисково-исследовательской
деятельности.
- формировать представления о глине, ее свойствах, видах, нахождения в
природе.
- развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать
выводы;
-развивать связную речь и умение последовательно излагать свои мысли.
- Формировать умение выделять и обобщать характерные признаки природного
материала – глины
Практика:
- Обогащать сенсорный опыт детей через тактильные ощущения при контакте с
природными материалами.
Просмотр презентации «Город мастеров»
Тема 2.3 «Лепка из глины и сушка изделий»
Теория:
- продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством гончарным.
- расширять словарный запас детей, активизировать в речи слова: гончар, глиняная
посуда, горшок, ярмарка.
Практика: - учить детей лепить глиной с использованием готовых форм, закрепляя
приемы лепки: раскатывание, расплющивание, отщипывание.
- формировать умение доводить начатое дело до конца.
- учить оценивать свою работу.
Тема 2.4 «Роспись глиняных изделий, выставка работ»
Теория:
-расширить знания о разнообразии народных росписей.

- развивать умение украшать шаблон элементами хохломской росписи
(завиток, ягодки, листья);
Практика: - учить красиво располагать узор по всей поверхности горшка;
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- способствовать развитию мелкой моторики рук;
- воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров;
- воспитывать интерес к рисованию;
- учить детей оценивать свои работы и работы сверстников.
Тема 2.5. Экскурсия в гончарную мастерскую.
Практика
Познакомить детей с новой профессией – гончар, показать ее значимость, расширить
представление детей об истории создания глиняных предметов, их функциях.
Развивать культуру диалога, умение выслушивать, не перебивать;
Закрепить знания приемов лепки из глины (раскатывать цилиндр, сплющивать в ленту;
скатывать шар и расплющивать его; сглаживать поверхность; создавать посуду используя
глиняные жгутики);
Развивать творчество, фантазию; Воспитывать уважение и интерес детей к труду
взрослых, бережное отношение ко всему, что их окружает. Помочь детям понять, что труд
– это проявление заботы людей друг о друге.
Раздел 3. Профессия «Библиотекарь»
Тема 3.1. «История возникновения книги.»
Теория:
- Беседа «История возникновения книги»
- Обобщить имеющиеся представления детей об истории появления книги,
формировать у детей интерес к книге, учить бережному отношению к ней.
Практика:
-Рассматривание иллюстраций по теме, отгадывание загадок.
Игровая ситуация «Случай в библиотеке»;
Дидактические игры: «Продолжи предложение», «Кто самый внимательный?»
Тема 3.2 «Необычные библиотеки мира»
Теория: Просмотр презентации «Необычные библиотеки мира»
-Обобщить представления детей о библиотеках разных стран
Практика: Дидактические игры: «Что сначала, что потом?», «Собери предмет»,
«Сравни и найди отличия», «Подбери материал».
Тема 3.3 «Экскурсия в детскую центральную библиотеку»
Теория: познакомить воспитанников с библиотекой; с профессией библиотекарь, с
содержанием работы библиотекаря; заинтересовать детей на регулярное посещение
библиотеки; расширять кругозор детей, приобщать их к чтению.
Беседы: «Где живут книги?», «Как вести себя в библиотеке», «Как правильно обращаться
с книгой»
Практика: Игровая ситуация: «Что нужно сделать, если книга «заболела», чтение
стихов, загадок, рассказов о книгах.
Раздел 4. Профессия «Ветеринар»
Тема 4.1 «Знакомство с профессией врача - ветеринара, спецификой его
работы»
Теория:
- Беседа «Ветеринар»
- Беседа о правилах безопасного поведения с домашними животными (Обучение правилам
безопасного поведения)
расширение
и
закрепление
знаний
о
профессии
врача
ветеринара
- расширять знания детей о медицинских инструментах, которыми пользуется ветеринар;
воспитывать уважение к труду медицинских работников; любовь к животным.
- активизация и расширение словаря по теме;

- формирование умения высказывать свои мысли грамматически правильно оформленными
сложными предложениями
Практика: дидактическая игра «Животные и их детеныши», «Найди разницу»,
«Найди лишний предмет», СРИ «Ветеринарная клиника»
Тема 4.2 «Экскурсия в ветеринарную клинику»
Теория: встреча с интересными людьми- познакомить детей с деятельностью врача –
ветеринара
Практика: Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Раздел 5. «Профессия «Модельер - дизайнер»
Тема 5.1 «История возникновения профессии дизайнера одежды»
Теория:
- Познакомить с историей возникновения профессии дизайнер
-Обогащать словарь детей новыми словами, дать представление о дизайнере
одежды
Практика: Презентация «Из прошлого одежды»
Тема 5.2 «Знакомство с тканями, швейными принадлежностями; опыты с
тканью»
Теория:
- познакомить детей со свойствами ткани (прочная, её трудно порвать, мнётся
меньше, чем бумага; её можно сшить). Воспитывать бережное отношение к
окружающим предметам, вещам.
Практика: Опыты с тканью: знакомим со свойствами ткани: не рвётся, намокает,
мнётся; «Определи на ощупь»
Тема 5.3 «Виртуальная экскурсия на швейную фабрику
Теория:
Практика: Экскурсия
Тема 5.4 «Украшение эскиза одежды.»
Теория:
. Практика: - аппликация из ткани «Юный модельер»;
- учить работать с тканью, аккуратно вырезать и наклеивать
Раздел 6. «Профессия «Парикмахер - стилист»
Тема 6.1 «История возникновения профессии «парикмахер - стилист»
Теория: Беседа «Труд парикмахера - стилиста»
- познакомить детей с историей возникновения профессии «парикмахер - стилист»
-закрепить знания детей о профессии – «Парикмахер», инструментах,
используемых в работе и значимости этой профессии в жизни людей;
Практика: Дидактические игры: «Узнай и назови профессию», «Мой день»,
«Четвертый лишний», «Подбери родственные слова».
Тема 6.2 «Виртуальная экскурсия в салон красоты
Практика: Просмотр мультфильма из цикла «Веселая карусель» «Стрижка только
начата»
Дидактическая игра «Сделаем куклам красивые прически»
Тема 6.3 Выставка детских работ «Юный парикмахер»
Практика: подготовка рисунков, аппликаций для выставки
7. Профессия «Повар - кондитер»
7.1 «История происхождения профессии повар - кондитер»
Теория: беседа о профессии повара - кондитера
-познакомить с профессионально- трудовыми процессами повара - кондитера,
предметами и продуктами, необходимыми для работы.
7.2.Опытно – экспериментальная деятельность: «Свойства теста»,
«изготовление теста», опыты с яйцами.

Практика: проведение опытов с продуктами (яйцами), содой и т.д
7.3 «Мастер – класс по изготовлению зефира, украшения пряника или
изготовление угощения из солёного теста»
Практика: Сюжетно-ролевая игра «Кафе»
Итоговое мероприятие.
Теория: проводится в виде викторины и вопросов по каждому разделу. Обобщить,
систематизировать, закрепить знания детей пройденного материала.
Практика: диагностические задания в игровой форме. Викторина «Чья профессия
нужней, интересней и важней»
4. Планируемые результаты
Ребенок интересуется, задает вопросы о разных профессиях.
С интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности
(ручной труд, самообслуживание и т.п.).
С удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс.
С интересом смотрит фильм о профессиях, задает вопросы.
Инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род
занятий, участников по совместной деятельности.
Способен рассказать: о профессии и месте работы родителей; о профессиях,
особенностях работы; о группах профессий (инструменты и материалы труда, трудовые
действия, результат); об общественной значимости труда.
Испытывает положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать
помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности.
Гордится профессией своих родителей.
Способен оценить результаты своего и чужого труда (демонстрирует понимание
ценности результатов труда, сферы использования результатов труда).
Уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со
взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений.
Сформирован опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности
(например, завинтить гайку, закрасить стену)

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1. Календарный учебный график на 2024-2025 уч.год
Основные характеристики образовательного процесса
Показатель
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов на учебный год
Начало занятий
Окончание занятий
Сроки зимних каникул

32
25-30мин.
32
1 октября 2024
30 мая 2025
1-7 января 2024 г.

№
п/п

Месяц

Форма
занятия

Количество
часов

Тема занятия

Форма
контроля

1

Октябрь

групповая,
индивидуальная

1

Введение. Стихи о профессиях.
Игра «Кто потерял свой
инструмент», «Найди лишнее»,
«Таинственное слово»
(расшифровка слов баркы

Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий.

2

Октябрь

Групповая,
индивидуальная

5 (всего)
1 час теории
0,5 часа
теория+0,5
часа
практика

2 часа
практики

1 час
практики

3

Ноябрь - Групповая,
декабрь индивидуальная

6,5 часов
(всего)
1 час теории

0,5 часа –
теория+0,5

(рыбак, ртомас (матрос, явше
(швея).
Викторина «Угадай
профессию» кто пашет, сеет,
хлеб убирает (хлебороб, кто
лекарство отпускает (аптекарь,
кто дома строит (строитель).
1. Фотограф в мире
профессий.
- 1.1.История фотоаппарата –
Основные этапы появления
фотоаппарата.
- 1.2.Устройство фотокамеры.
Достоинства и недостатки
цифровых фотографий:
Основные этапы развития
фотографии. Беседа на тему
«Основные правила
фотосъёмки, подбора сюжетов
к теме». История
возникновения фотографии.

Беседа,
просмотр
презентаций
Выполнение
заданий

-1.3. Создание красивых
фотографий золотой осени
«Осень в кадре»- Понятие
композиции. Построение
фотоснимка. Масштаб
изображения. Изображение
пространства. Композиция.
Композиция кадра.
Первоначальные сведения об
организации изображения на
плоскости: границы кадра,
взаимное расположение
фотографируемых объектов,
значение освещения.
Обсуждение, просмотр
снимков, выявление
характерных черт жанра.
Съемка на открытом воздухе.
1.4. Фотовыставка детских
работ- подготовка детских
фотоснимков для выставки.
2. Профессия «Гончар»
2.1. История гончарного
искусства - традиции
гончарного искусства на Руси;
краткая история керамики.
2.2. Знакомство с глиной и
предметами – помощниками-

Просмотр
презентаций,
наблюдение,
выполнение
заданий

4

Январь

Групповая,
индивидуальная

часа
практика

(глина – природный материал,
добывается из недр земли.
Рассматривание куска глины,
картин с изображением мест
добычи глины, какая бывает
глина.
Чем она отличается одна от
другой, для чего она
предназначена.
Проведение
эксперимента:
(сухую глину замачивают,
смотрят сравнивают, делают
выводы какую глину лучше
использовать для лепки.).
Рассмотрение картинок с
изображением
гончарного
круга.

1 час
практики

2.3. Лепка из глины и сушка
изделий – подготовка глины к
лепке. Лепка из глины
плоскостных фигурок с
использованием фигурных
формочек.

0,5 часа
теории
+2часа
практики

2.4. Роспись изделий, выставка
работ – красочное разу
крашивание готовых изделий
гуашью (использование разных
оттенков красок)

1 час
практики

2.5. Экскурсия в гончарную
мастерскую – проведение
инструктажа по технике
безопасности при работе с
гончарным кругом,
повторение правил поведения в
общественных местах.

3 часа (всего)

3. Профессия «Библиотекарь»

1 час теории

3.1. История возникновения
книги – история создания книги
и знакомство с материалами, из
которого делают книги.
Правила обращения с книгой.

0,5 часа –
теория+ 0,5
часа
практика

3.2. Необычные библиотеки
мира- просмотр презентации по
данной теме.
Дидактические игры: «Что
сначала, что потом?», «Собери

Выполнение
заданий
Наблюдение

1 час
практики

предмет», «Сравни и найди
отличия»,
«Подбери
материал».
Викторина
«Библиотеки
мира».
3.3. Экскурсия в детскую
центральную библиотеку. инструктаж
о
правилах
поведения в общественных
местах (библиотека); СРИ «В
библиотеке»; Мастерская по
ремонту книг.

5

Февраль

Групповая,
индивидуальная

Выполнение
заданий

3,5 часа
(всего)
4. Профессия «Ветеринар»
1 час теории+
1 час
4.1. Знакомство с
практики
деятельностью врача –
ветеринара, спецификой его
работы – просмотр
мультфильма «Профессия
Ветеринар», беседа по теме.
СРИ «Ветеринарная клиника»,
«Ветеринарная аптека»;
Дидактические игры «Чей
малыш», «Что нужно
ветеринару?», «Назови
профессию».
Творческое
рассказывание детей по темам:
«Как я ухаживаю за своим
питомцем», «Кто такие
бездомные животные».
Рассматривание энциклопедий
на тему: «Все о собаках»,
«Почему животные болеют».
0,5 часа
теории+1 час
практики
4.2. Экскурсия в ветеринарную
клинику – инструктаж по
правилам поведения в
общественных местах; беседа
по теме: «Братья наши
меньшие»;
СРИ «Моя собака заболела»,
«Аптека для животных», Д/и
«Найди домики», Д/и «Найди
детенышей», Д/и «Ясочка
простудилась», разрезные
картинки на тему: «Животные
вокруг нас». Слушание сказки

К. Чуковского «Доктор
Айболит» в грамзаписи
(совместное обсуждение).
6

Март

Групповая,
индивидуальная

5 часов
(всего)

5. Профессия «Юный
мыловар»

1 час теории

0,5 часа
теория + 0,5
часа
практика

5.1. Знакомство с историей
мыловарения – история
появления мыла в России,
свойства мыла, просмотр
ролика мыловарения на
фабрике.

1 час
практики

5.2. Состав мыла и его влияние
на кожу – опыты с мылом
(исследовательская
лаборатория мыла); повторение
правил работы в лаборатории;
повторение инструкции по
работе с мылом; игры с
мыльными пузырями.

2 часа
практики

5.3. Создание разных эскизов
мыла - просмотр мультфильмадля детей «Как нарисовать
мыло?»; изображение «своего»
мыла на листе бумаги каждым
ребёнком.
5.4. Мастер – класс по
изготовлению мыла в домашних
условиях – повторение
инструкции при работе с
мылом, правил безопасности.
Поэтапное выполнение работы
по изготовлению мыла:
Мыльную
основу
(представляющую собой кусок
нейтрального мыла, без запаха)
растопить в микроволновой
печи разогревая основу в
несколько приемов по 1-2
минуты в режиме разморозки
или на водяной бане.
2. Добавить базовое масло,
выбранные
красители
и
наполнители,
добавить
эфирные масла, ароматизаторы
или отдушки, перламутры.
3.
Подождать,
пока
на
поверхности
основы
не
появится пленка, снять эту

Выполнение
заданий

пленку
4. Разлить мыльную массу по
формам,
сбрызнуть
поверхность мыла спиртом из
распылителя.
И дать остыть. Для ускорения
процесса застывания, можно
поставить
формы
в
морозильник минут на 10.
Также ускорить остывание
мыла
можно
поместив
формочки с заготовками в
более крупную посуду с
холодной водой.
5. Вынуть мыло из форм.
Время приготовления такого
мыла от 20 минут до часа.

7

Апрель

Групповая,
индивидуальная

3 часа (всего)

1 час теории

6. Профессия «Парикмахер стилист»

Выполнение
заданий

6.1. История возникновения
профессии «Парикмахер стилист» Рассказ воспитателя о профессии
парикмахера, о труде в
парикмахерской.
Рассматривание картин,
фотоиллюстраций о работе
парикмахера.
отгадывание загадок по теме
«Труд взрослых»;

1 час
практики

1 час
практики

8

Май

Групповая,
индивидуальная

4 часа (всего)
1 час теории

6.2. Виртуальная экскурсия в
салон красоты - Чтение
стихотворений про труд
парикмахера;
просмотр мультфильма из цикла
Веселая карусель «Стрижка только
начата» и других мультфильмов о
профессии парикмахер;
Дидактические игры «Что мы
видели, не скажем, а что делали –
покажем», «Для чего эти
предметы».
СРИ «В парикмахерской»

6.3. Выставка детских работ
«Юный парикмахер» (рисунки,
аппликации причёсок из разного
материала)
7. Профессия «Повар кондитер»
7.1. История происхождения

Выполнение
заданий

профессии «повар - кондитер» загадки о данной профессии,
беседа и просмотр презентации
по данной теме.
Чтение художественной
литературы Дж.Родари «Чем
пахнут ремесла?», В
Маяковский «Кем быть?»;
беседа «Кому что нужно для
работы?».

Май

2 часа
практики

7.2. Опытно –
экспериментальная
деятельность (с продуктами):
Экспериментирование с яйцом,
молоком. Аккуратно, тыльной
стороной ножа разбиваем яйцо
посередине и выливаем в
блюдце. Смотрим из чего
состоит: густая прозрачная
масса это - белок, из белка
состоят все живые организмы,
желтая серединка-желток
бывает желтого или
оранжевого цвета. Сырое яйцо
- жидкое. В руки взять не
можем. Давайте рассмотрим
оболочку яйца, которая
называется скорлупа. Какая
она? Она хрупкая, ломкая,
тонкая. Скорлупа, ребята,
тоже содержит массу
полезных веществ и люди
используют ее в различных
целях (как лекарственное
средство, добавляя ее в мази,
садоводы и огородники
используют скорлупу как
удобрение, а народные умельцы
и вышивают на скорлупе и
вырезают из нее очень
красивые поделки).

1 час
практики

7.3. Мастер – класс по
изготовлению зефира ил
украшения пряника
Выполнение
Итоговое мероприятие.
заданий
Викторина «Чья профессия
нужней, интересней и
важней» - командная игра:
отгадывание загадок, участие
в различных конкурсах: «Назови
профессию», «Кому, что нужно

1 час
практики

для работы?», «Из частей,
целое», «Профессии в сказках»,
«Угадай профессию и покажи
трудовые действия», «Какая
профессия у человека?»,
«Мешочек загадок»
5. Условия реализации программы
5. 1. Материально-техническое обеспечение
- Учебные столы, стулья;
- Доска (с возможностью магнитного крепления);
- Медиотека (презентации, мультфильмы, видеофильмы и др., по ранней профориентации
дошкольников)
- Выставки, фотовыставки по результатам воспитательно – образовательной
деятельности.
-Циклы конспектов, сценариев, проектов, методических разработок по ранней
профориентации дошкольников.
- Диагностический инструментарий по ранней профориентации дошкольников
- Дидактический материал по ознакомлению дошкольников с профессиями
- Напольный строительный материал;
- Настольный строительный материал;
-Схемы, иллюстрации отдельных построек
-Атрибутика для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей
-Раскраски с изображением людей и предметов разных профессий.
-Технические средства обучения – компьютер, проектор, экран.
5.2 Кадровое обеспечение
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом
дополнительного образования Куликова Наталья Николаевна (стаж работы в данной
должности 34 лет, ВКК)
5.3 Форма аттестации.
Оценка качества реализации программы включает диагностику первоначального
уровня знаний и навыков и итоговый контроль.
Диагностика проводится педагогом группы ДОО.
Диагностика первоначального уровня осуществляется в начале обучения в виде
вопросов и заданий по данной тематике.
Итоговый контроль: определение результатов работы и степени усвоения знаний,
умений и навыков детей о профессиях.
Оценочные материалы
Вид контроля
Диагностическая
Цель диагностики
методика
Диагностические
Определение
задания и вопросы по первоначального
уровня
каждому разделу
знаний
Итоговый
контроль
Викторина
«Чья Определение
(итоговая диагностика)
профессия
нужней, результативности
интересней и важней»,
процесса обучения
Диагностический
инструментарий.
Диагностика
первоначального уровня

Исходя из ответов детей, по всем заданиям определяется уровень

сформированности знаний детей о профессиях.
Каждый из них имеет 3 последовательных уровня (высокий, средний, низкий).
Уровни и балы
Показатели, критерии
представления детей о трудовой деятельности
1 бал – низкий уровень
человека
недостаточно
полные.
Названные
профессии они характеризуют, но не понимают их
роли для человека. Дети не проявляются интереса ни
к трудовой деятельности взрослых, ни к их
профессиям. Участвуют в трудовой деятельности
только вместе с воспитателем. Низкий уровень - дети
не имеют никаких представлений о профессиях, в
ответах
на
вопросы
ими
проявлена
несформированность понятий о профессиях
2 бала - средний уровень
дети имеют понятия и представления о профессиях,
но они затрудняются в определении особенностей
профессий. Знают значение профессий для человека.
Положительно относятся к труду взрослых и
профессиям. Однако интерес к трудовой деятельности
ровный, неглубокий. Задумываются о будущей
профессии, но выбор обосновать не могут.
Выполняют задания по участию в трудовом процессе.
Задания выполняют ответственно, но не проявляют
при этом активности и творческого подхода.
3 бала – высокий уровень

у ребенка сформированы понятия о профессиях,
обладает знаниями об основных профессиях, их
особенностях, значении для человека. Выражено
положительное отношение к труду взрослых и
профессии, устойчивый интерес к трудовой
деятельности. Ребенок отразил свое желание
овладеть определенной профессией и сумел
обосновать свой выбор, активно участвует в
трудовой деятельности, проявляет трудовые навыки.
У ребенка развито чувство ответственности,
активность, желание помочь в трудовом процессе.

4. Методические материалы
Программа предусматривает теоретическую и практическую части занятия.
Практическая часть программы предусматривает групповую форму работы в учебной
аудитории, и в зависимости от поставленных задач, на местности.
На занятиях используются следующие методы обучения:
Методы, используемые для реализации программы:
Наглядные методы:
−
экскурсии, целевые прогулки;
−
наблюдения;
−
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
−
применение настольных игр;
−
сюжетные картинки;
−
Мультимедийные презентации;
−
Отрывки из художественных фильмов и мультфильмов;
−
Фото почетных людей разных профессий;
Словесные методы
−
чтение и обсуждение литературных произведений;

−
этические беседы с элементами диалога
−
заучивание стихотворений
Игровые методы
−
проведение разнообразных игр (малоподвижная, сюжетно – ролевая,
дидактическая игра, викторина, квест-игра, интелектуально-познавательная игра);
−
загадывание загадок;
−
воображаемые ситуации;
Практические методы
−
организация продуктивной деятельности детей;
−
проектная деятельность;
−
экспериментальная деятельность;
−
чтение литературных произведений;
−
изготовление с детьми поделок, дидактического материала
Формы работы с детьми:
-детские мастерские,
-лаборатории,
-творческие группы,
- выставки,
-игровая деятельность,
-конкурсы и викторины
Форма работы с семьей:
- встречи с интересными людьми;
- детско-родительские проекты;
- досуговая деятельность;
Форма работы с социумом:
- заочные и очные экскурсии
- встречи с представителями профессий.
Формы и методы обучения и воспитания
Методы обучения
Формы
и
приемы
обучения
Словесный,
наглядный, Этическая
беседа,
практический,
пояснение.
объяснительноигровые ситуации
иллюстративный,
проблемные
задания
репродуктивный, частично- практическая работа
поисковый,
проблемный, партнерская деятельность
игровой, проектный
проектная деятельность

Методы воспитания
поощрение,
стимулирование, мотивация,
убеждение

6. Список литературы
для педагога
1.Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: МозаикаСинтез, 2011. – 136.
2. Гусева Т. Кем быть? // Поём, танцуем и рисуем. –2009. – №6. – С. 73-82.
3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое
пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52.
4.Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005.
5.Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и
родителей. М.: Гном, 2013. – 96.
для детей
1. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010.

2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников М.: Просвещение1989.
3. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1990. – 159с.
4. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного
возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
5. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014.
6. Интернет ресурсы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».