ДОП Краеведы в кедах

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо
сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека
и Отечества, их красоты и величия».
В.А. Сухомлинский
Дополнительная общеразвивающая программа «Краеведы в кедах» (далее – программа)
туристско−краеведческой направленности.
Основанием для проектирования и реализации данной программы служит перечень
следующих нормативных правовых актов и государственных программных документов:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
• Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Муниципальное задание МАДОУ детский сад 10 на 2023 год и плановый период 2024 и 2025
годы, утвержденным Начальником МОУО Управление образованием городского округа
Красноуфимск
• Устав МАДОУ детский сад 10, утвержденным приказом МОУО Управление образованием
городского округа Красноуфимск от 10 июня 2022 г. № 103.
• Программа развития МАДОУ детский сад 10.
• Положение о дополнительных общеразвивающих программах МАДОУ детский сад 10
утвержденное приказом от 01.09.2023 № 88-д
Актуальность.
Туристско–краеведческая деятельность является одной из важных форм воспитания, обучения
и оздоровления обучающихся. Помимо того, что туризм – это уникальный оздоровительный
комплекс, он также является важнейшим средством культурно–патриотического воспитания, так как
туристская деятельность неотделима от краеведческой работы, целью которой является изучение во
время походов истории, природы и культуры родного края – своей малой родины. Создание условий
для вовлечения детей в туристскую и краеведческую деятельность в целях изучения малой Родины
посредством организации походно-экспедиционных, экскурсионных, проектно - исследовательских
и других профильных форм работы.
Отличительной особенностью программы является изучение краеведческого материала о
достопримечательностях Красноуфимска и его окрестностях, через реализацию туристической
деятельности.
Адресат программы.
Программа рассчитана для детей от 5 до 7 лет.
Старший дошкольный возраст представляется особенно подходящим для туристской
деятельности из-за большой пластичности нервной системы ребёнка, её податливости влияниям
внешней среды. Старший дошкольник уже овладел основными видами движений, он завершает
освоение специализированных локомоций и переходит к освоению новых комбинаций движений и
упражнений, зависящих от ситуаций детской деятельности (двигательного творчества, игры,
преодоления препятствий). На основе совершенствования органов чувств и движений происходит
развитие моторики, физических качеств личности. Ребёнок пробует самостоятельно и творчески

использовать навыки двигательной деятельности в постоянно меняющихся условиях окружающей
среды.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 12 человек.
Режим, периодичность и продолжительность занятий.
Программа предусматривает учебную нагрузку в объеме 1 раз в неделю, 32 часа в год. Занятия
проводятся в следующем режиме: 1 занятие в неделю продолжительностью 25 – 30 мин.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения: 32 часа при нагрузке
1 час в неделю.
Форма обучения: образовательная деятельность по программе осуществляется на русском языке, по
очной форме обучения.
В обучении применяется групповая форма с индивидуальным подходом. Организация учебновоспитательного процесса осуществляется с учетом возрастных психолого-педагогических
особенностей воспитанников. Знание этих особенностей увеличивает эффективность учебнотренировочного процесса, способствует более близкому и доверительному отношению педагога и
воспитанников, помогает педагогу в создании сплоченного, дружного коллектива.
На практических занятиях (тренировках) используются формы организации работы:
•
индивидуальная (самостоятельна) работа;
•
групповая (командная);
•
парная.
Воспитательные задачи решаются не только на учебных занятиях, но и во время проведения
соревнований, конкурсов, сборов.
Принципы работы:
1.
принцип сотрудничества;
2.
принцип доступности;
3.
принцип научности;
4.
принцип системности;
5.
принцип формирования умений «от простого к сложному»
2. Цель и задачи
Цель – развитие познавательной активности и физических способностей
обучающихся через включение их в туристско-краеведческую деятельность,
воспитание любови к малой Родине, бережного отношения к ее культурному и историческому
наследию.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с видами туризма;
- формировать знания о природных парках Свердловской области, лесопарках и памятниках
природы г.Красноуфимска;
- обучить первоначальным навыкам подбора личного и группового туристского снаряжения;
- формировать элементарные умения организации туристского быта;
- обучить основам ориентирования на местности при помощи карты и компаса;
- обучить умению передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
- освоить различные способы преодоления естественных препятствий;
- формировать элементарные навыки
оказания
первой
помощи
и
транспортировки пострадавшего.
Развивающие:
- привить интерес к занятиям туризмом как активной познавательной, оздоровительной и
досуговой деятельности;
- развивать логическое и пространственное мышление, наблюдательность, память, внимание;
- развивать коммуникативные навыки и навыки конструктивного взаимодействия; способствовать
развитию
трудовых
умений
и
навыков,
навыков
самообслуживания;

- развивать умение применять полученные знания в практической деятельности.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию и формированию - любви к малой Родине, ее истории и культуре;
- ценностного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
- ответственности
за
свои поступки, заинтересованности в общем успехе, чувства
коллективизма.
3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Формы контроля и
аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Организационное
занятие

30мин.

30мин.

0

2

Раздел 1. «Краеведы
в кедах» открывают
мир

7ч.30м.

2ч.10м.

5ч.20м.

2.1.

Природа родного
края.

1ч.30м.

30мин.

1час.

2.2.

Мой край родной.
Город, в котором мы
живём.

4часа

1час.

2.3.

Дорога к дому

30мин.

10мин.

20мин.

Моделирование маршрутов

2.4.

Я, папа, мама и все,
все, все

1ч.30м.

30мин.

1час

Игры

3.

Туристята
готовятся в поход

7ч.

1ч.40.

5ч.20м.

3.1

Правила и
тренировки

3ч.30м.

30мин.

3часа

Выполнение заданий

3.2

О туризме и туристах

30мин.

10мин.

20мин.

Беседа

3.3

Путешествуем по
карте

1ч.30м.

30мин.

1час.

Выполнение заданий

3.4

Где мы были, что мы
видели

1ч.30м.

30мин.

1час

Тренировка, игра

4

Здоровье для
туристят

6ч.

1ч 40м.

4ч.20м.

4.1

Я и моё здоровье

1ч.30м.

30мин.

1час.

4.2

Охраняй здоровье в
походе.

30мин.

10мин.

20мин.

Устный опрос,
входная
диагностика

3часа

Беседа, квест-игра
Экскурсии,
выход к памятникам
культуры

4.3

Скорая помощь
юному
путешественнику

2ч.30м.

30мин.

2 часа.

4.4

Народная мудрость
на здоровье нам дана

1ч.30м.

30мин.

1час.

5

Весёлые туристята
занимаются
физкультурой

5.1

Готовимся к дальним
дорогам

3ч.20м

20мин.

3 часа.

5.2

Игры Весёлого
Рюкзачка

6ч.30м.

30мин.

6часов

5.3

Занимательная
физкультура

3часа

30мин.

3часа

5.4

Пора в путь дорогу.

2ч.10м.

10мин.

2часа

ИТОГО

36часов

7ч.30м.

28ч.40м.

Содержание учебного плана программы
Раздел 1. Организационное занятие
Тема 1. Организация деятельности по программе.
Теория
Информация о работе кружка, цели, задачи, содержание работы. Организация занятий. Законы
туристов. Анкетирование. Требования к участникам и руководителю, права и обязанности.
Проведение инструктажей.
Игры на знакомство (Приложение №1)
Раздел 2. «Краеведы в кедах» открывают мир
Тема 1. Природа родного края.
Теоретическое занятие
Природа — наш друг, источник познания, эстетического наслаждения. Откуда мы узнаём о
природе: наши любимые книги и фильмы о природе.
Правила поведения в местах отдыха (в скверах, парках, на пляжах).
Люди, которые заботятся о растениях и животных (ботаники, охотники, лесники, зоологи).
Растения в жизни человека (очищают воздух, лечат, питают). Как меняются растения в связи
со сменой времени года? Разнообразие растений в экосистемах (луга, леса, поля, моря, озёра, болота,
пустыни). Способы размножения растений. Среда их обитания (горы, пещеры, овраги, деревья, пни).
Разнообразные способы питания растений, их опыление. Внутреннее строение животных, их
поведение и повадки. Что общего у животных и человека? Как животные приспосабливаются к среде
обитания? Группы животных (травоядные, хищники, всеядные).
Правила поведения на природе. (Наш девиз: «После нас чище, чем до нас»). Почему не заросла
«рана» от костра? Почему образовался овраг?
Практическое занятие
Оформление своих наблюдений, впечатлений о прочитанной книге, просмотренном фильме в
рисунках по теме «Земля — мой край родной».
Обсуждение того, что непозволительно делать с природой («Вот это — ели, а здесь мы…
ели!»).
Составление Красной книги родного края (редко встречающиеся растения и животные).
Тема 2. Мой край родной. Город, в котором мы живём
Теоретическое занятие

Возникновение и развитие города: первоначальные поселения, исторические здания,
строительство современных микрорайонов, происхождение названия города. Сведения о местных
достопримечательностях, промышленных предприятиях, учреждениях культуры и быта. Улицы
нашего города. Как они называются? В честь кого названы?
Практическое занятие
Оформление своих наблюдений, впечатлений об улицах города, просмотренном фильме в
рисунках по теме «Мой край родной. Город, в котором мы живём»
Создание уголка, посвящённого истории города, экскурсии к памятникам культуры и природы
г. Красноуфимск.
Тема 3. Дорога к дому
Теоретическое занятие
Мой дом, какой он — многоэтажный, одноэтажный. Кем и когда построен мой дом. Моя семья,
соседи, друзья. Мой домашний адрес. Дорога от дома до ЦВР и обратно. Какие здания и сооружения
встречаются по пути. Назначение каждого здания, что в нём расположено. Какие природные объекты
(парки, сады, скверы) расположены на пути к ЦВР.
Как объяснить другому человеку дорогу? Как самому спросить дорогу? Проезжая часть и
пешеходные тротуары. Правила пешехода. Пешеходные переходы. Светофор и его функции.
Безопасность на дороге.
Практическое занятие
Моделирование разных маршрутов до дома, выбор наиболее удобного, короткого. Какие
районы есть в городе, почему так названы?
Тема 4. Я, папа, мама и все, все, все
Теоретическое занятие
Как семья проводит выходной день? Поход как вид семейного отдыха. Почему в поход нужно
ходить только со взрослыми? Любимые места семейного отдыха. Обязанности членов семьи в походе.
Правила поведения на природе для всей семьи.
Практическое занятие
Игры и совместные занятия детей и родителей в походе. Конкурсы и развлечения.
Раздел 2. Туристята готовятся в поход
Тема 1. Правила и тренировки
Теоретическое занятие
«В поход иду, и дом несу, в котором дома не живу». Палатка, её назначение. Знакомство с
рюкзаком. Снаряжение туриста. Что такое «КЛМН» (кружка, ложка, миска, нож).
Принцип выбора места для лагеря. Правила разведения костра.
Основные узлы: прямой, простой проводник, схватывающий.
Правила передвижения (функции направляющего, замыкающего). Как нужно ходить по
склону, в лесу, у реки?
Способы ориентирования: по деревьям, солнцу, по растениям. Ориентирование в разное время
суток: ночью по звёздам (Полярная звезда ориентирует на север), днём по солнцу (если в полдень
установить на земле палку, то её тень будет показывать на север), по приметам (муравейник всегда
находится с южной стороны от стволов деревьев; кора на берёзах светлее и эластичнее с южной
стороны; мхи и лишайники расположены с северной стороны деревьев).
Практическое занятие
Демонстрация укладки рюкзака, установка палатки
Узнавание узлов по рисунку и по образцу.
Тренировки во время экскурсии, прогулок по закреплению правил передвижения в походе:
гуськом, переход дороги шеренгой.
Подготовка личного снаряжения, выбор места для лагеря, установка палатки. Ориентирование
в пространстве по плану.
Дидактическая игра: Приложение№2
Тема 2. О туризме и туристах
Теоретическое занятие
Кто такой турист? Что такое туризм? Что такое туристическая группа? Что за праздник -День
туриста? Что мы знаем о видах туризма? Способы и средства передвижения. Виды туризма и времена
года Воздействие разных видов туризма на экосистемы.

Практическое занятие
Истории о путешествиях и путешественниках,
Наш читальный зал: загадки о туризме, стихи, рассказы, произведения малого фольклорного
жанра.
Решение логических заданий: ребусы, кроссворды, викторины.
Тема3. Путешествуем по карте
Теоретическое занятие
План маршрута. Кто разрабатывает и составляет карты. Виды топографических карт.
Топографическая карта, простейшие топографические знаки. Топографические знаки — азбука
карты.
Первое знакомство с компасом.
Практическое занятие
Тренировки по ориентированию. Дидактические игры с планом маршрута. Дидактические
игры с планом комнаты.
Работа с топографической картой: как изображается хвойный, лиственный, смешанный лес,
тропинка. Составление простейшего плана. Вычерчиваем маршрут — рисуем сложную ломаную
линию, отмечаем стороны света. Работа с планом детского сада и прилегающей территории:
Дидактические игры:
Игра -Переставляем мебель в комнате (накладывание цветных аппликаций, обозначающих
предметы, на план комнаты).
Игра «Где белочка, зайка, мяч?»
Игра с планом двора, района: «Идём в магазин за хлебом», «Вот моя улица — вот и мой дом»,
«Я иду в Детский сад».
Игры на ориентирование в ближайшем окружении: «Найди место игрушки», «Нарисуй, как
расставлены игрушки на столе», «Нарисуй, что есть у нас в комнате», «Расставь игрушки, как я
скажу».
Игры — состязания на местности «Найти клад», «Где находится…?»,
Дидактические игры с топографическими знаками (с использованием кубиков, лото, разрезных
картинок, домино, мозаики «Что лишнее»).
Тема 4. Где мы были, что мы видели
Теоретическое занятие
На чем люди путешествуют. Виды транспорта для путешественников. О путешествиях:
пешком, на велосипеде. Что категорически запрещается путешественнику.
Практическое занятие
«Что мы привезли с собой из путешествия?» (сувениры, открытки, билеты, брелоки, магниты,
игрушки, туристские карты). Рассказы детей о путешествиях и поездках. Презентация о путешествии
(совместная работа с родителями).
Дидактические игры:
Сюжетно-ролевые игры.
Ребусы, кроссворды, загадки. Разучивание песен путешественника. Организация выставки
детского рисунка и других продуктов детского творчества по теме» Я путешественник»
Раздел 4. Здоровье для туристят
Тема 1. Я и моё здоровье
Теоретическое занятие
Из чего я состою. Органы человеческого тела. Строение органов пищеварения, дыхания,
кровообращения. Чем человек отличается от животных? Мышцы, кости и суставы, их прочность. Руки
и ноги — «рабочие инструменты» человека.
Гигиена и уход за ними в походе (массаж рук и ног, выполнение физических упражнений,
содержание в чистоте, использование удобной обуви, если необходимо, то и специальной).
Профилактика болезней, травматизма. Что такое здоровье? Какое состояние человека
называют болезнью? Почему человек болеет? Вредные привычки.
Влияние погоды, чистоты атмосферного воздуха и воды на здоровье человека. Закаливающие
процедуры. Зимний лесной воздух, его оздоровляющее значение.
Практическое занятие
Комплекс упражнений юного туриста, укрепляющий организм.

Комплекс упражнений на гибкость; Приложение №4
Комплекс упражнений на растяжку; Приложение № 10
Комплекс «Утренняя зарядка» Приложение №5
Дидактические игры: Приложение №11
Тема 2. Охраняй здоровье в походе
Теоретическое занятие
Нормы и правила поведения на природе.
Опасности, подстерегающие юного туриста в прогулках-походах. Почему нельзя пить из
водоёмов, рвать и пробовать на вкус незнакомые грибы, ягоды, травы.
Почему нельзя трогать детёнышей животных и птиц. Опасность, которую представляют мамы
детёнышей для людей.
Практическое занятие
Отработка норм и правил поведения на природе.
Тематические подвижные игры с элементами туристской техники: Приложение №11
Тема 3. Скорая помощь юному путешественнику
Теоретическое занятие
Растения — верные друзья. Целебные свойства зелёных растений. Знакомство с отдельными
лекарственными растениями. Лекарство под ногами — подорожник. Как можно применить
лекарственные травы? Первая медицинская помощь. Что такое походная медицинская аптечка.
Практическое занятие
Оказание первой медицинской помощи (перевязки).
Походная медицинская аптечка.
Дидактические игры:
Игра «Собери лекарственные растения, которые тебе встретятся на пути»
Тематические подвижные игры с элементами туристской техники
Игра: «Перевяжи руку, ногу, голову»
Игра «Собери походную аптечку»
Тема 4. Народная мудрость на здоровье нам дана
Теоретическое занятие
История народной медицины. Как известные путешественники и первопроходцы использовали
средства народной медицины. Народные рецепты оказания первой помощи при различных болях и
травмах.
Народные приметы в помощь туристу (о природных явлениях, которые помогают
прогнозировать погоду в ближайшие дни). Условные обозначения погодных явлений.
Практическое занятие
Заполнение дневника наблюдения за погодой.
Разучивание пословиц, поговорок, загадок о здоровье и здоровом образе жизни. Погода — враг
и погода — друг туриста.
Дидактические игры:
Игра – «Определи погоду по приметам»
кучевые облака увеличиваются к вечеру в размерах, стрижи летают низко, солнце садится в
тучу — к дождю;
красная заря утром и к вечеру, к вечеру на западе полоса ясного неба, солнце садится на
безоблачном небе — завтра будет солнечно.
Раздел 5. Весёлые Туристята занимаются физкультурой
Тема 1. Готовимся к дальним дорогам
Теоретическое занятие
Физическая подготовка юного туриста. Контроль. Самоконтроль.
Пешеходный туризм и его особенности.
Закаливание – польза или вред.
Практическое занятие
Общеразвивающие упражнения. Подвижные игры. Тренировочные занятия. Спортивные игры
с бегом и прыжками.
Специальная подготовка (практические занятия по обучению ходьбе в колонне по одному с
соблюдением дистанции, развитию ловкости, выносливости);

Тема 2. Игры Весёлого туриста
Практическое занятие
Правила безопасного поведения на природе и во время движения.
Упражнения по отработке элементов туристической техники.
Дидактические игры
- на усвоение правил безопасного поведения на природе и во время движения («Собери
рюкзак», «Какие мы туристы»).
Тематические подвижные игры с элементами туристской техники
«Мы туристы», «Переправа через болото», «Пробеги — не упади».
Игры-соревнования с элементами туристской техники:
«Белки-стрелки»; «Следопыты», «12 записок», «Зарница», «Полоса препятствий»,
«Путешествие по карте», «Мини-поход».
Игры по спортивному ориентированию: «Найди и запомни», «Самый наблюдательный».
Экологические игры.
Тема 3. Занимательная физкультура
Практическое занятие
Преодоление естественных препятствий природного характера (овраг, ручеёк, бревно) с
использованием техники общеразвивающих упражнений (ползание, лазание, равновесие, прыжки).
Ходьба по равнинной местности с преодолением препятствий в разном темпе, змейкой
(перешагивание через предметы, подъём и спуск с естественных возвышений), прыжки на двух ногах
на месте и с продвижением вперёд.
Спортивные игры и упражнения, способствующие развитию выносливости, силы, быстроты:
«Полоса препятствий», «Переправа через болото», «Пробеги — не упади».
Игры на создание эмоционального комфорта;
Игры на развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со
сверстниками.
Игры по спортивному ориентированию.
Тема 4. Пора в путь-дорогу
Практическое занятие
Оздоровительная прогулка-поход «Вот моя улица, вот и мой дом»
Экологическая прогулка по тропе природы.
Прогулка-поход имеющее краеведческое, оздоровительное и экологическое содержание.
Прогулка-поход «В гости к Золотой Осени».
Прогулка-поход «Зимние тропинки».
4. Планируемые результаты.
Предметные результаты:
Дошкольники будут знать
- виды туризма;
- общие правила организации и проведения походов;
- первоначальные требования к личному и групповому снаряжению;
- элементарные правила оказания первой помощи при различных травмах, ранениях, заболеваниях;
- о памятниках природы г.Красноуфимска
Дошкольники научатся
- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
- организовывать походный быт;
- преодолевать естественные препятствия различными способами; - транспортировать пострадавшего.
Развивающие (Метопредметные) результаты:
-умение определять общую цель и работать в команде над ее достижением;
- умение организовать сотрудничество.
Воспитательные (Личностные) результаты:
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование мотивации к устойчивым занятиям туризмом;
- развитие логического и пространственного мышления, наблюдательности, памяти, внимания;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие
морально-волевых и
нравственных
качеств:
силы воли,
целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности за свои
заинтересованности в общем успехе, чувства коллективизма.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
1.

поступки,

Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год

№ п/п

Основные характеристики образовательного
процесса

Показатель

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов на учебный год
Начало занятий
Окончание занятий
Сроки зимних каникул

36
30мин.
36
2 октября 2023
31 мая 2024
1-7 января 2024 г.

№
п/п
1

Месяц

Форма занятия

Тема занятия

Форма контроля

октябрь

групповая

Вводное занятие

Устный опрос

2

октябрь

групповая

Природа родного края. Устный опрос

3

октябрь

групповая

Природа родного края. Выполнение заданий

4

октябрь

групповая

5

октябрь

групповая

Мой край родной.
Город, в котором мы
живём.
Мой край родной.
Город, в котором мы
живём.

6

ноябрь

групповая

7

ноябрь

групповая

Наблюдение
Устный опрос
Выполнение заданий

Мой край родной.
Выполнение заданий
Город, в котором мы
живём.
Дорога к дому
Устный опрос
Обеспечение
Выполнение заданий
безопасности. Действия
в чрезвычайной
ситуации. Решение
тактических задач.

8

ноябрь

групповая

Я, папа, мама и все, все, Устный опрос
все

9

ноябрь

групповая

Я, папа, мама и все,
все, все

Выполнение заданий

10

ноябрь

групповая

Правила и тренировки

Устный опрос

11

декабрь

групповая

Правила и тренировки Выполнение заданий

12

декабрь

групповая

Правила и тренировки

13

декабрь

групповая

Правила и тренировки Выполнение заданий

Наблюдение
Выполнение заданий

14

декабрь

групповая

Правила и
тренировки

Выполнение заданий

15

январь

групповая

Выполнение заданий

16

январь

групповая

Правила и
тренировки
О туризме и
туристах

17

январь

групповая

Путешествуем по
карте

Устный опрос
Выполнение заданий

18

январь

групповая

Путешествуем по
карте

Устный опрос
Выполнение заданий

19

февраль

групповая

Где мы были, что
мы видели

Выполнение заданий

20

февраль

групповая

21

февраль

групповая

22

февраль

групповая

23

март

групповая

Охраняй здоровье в
походе.

Выполнение заданий

24

март

групповая

Скорая помощь
юному
путешественнику

Выполнение заданий

Устный опрос

Где мы были, что мы Выполнение заданий
видели
Я и моё здоровье
Наблюдение
Выполнение заданий
Я и моё здоровье
Выполнение заданий

24

март

групповая

Народная мудрость на Выполнение заданий
здоровье нам дана

25

март

групповая

Готовимся к дальним
дорогам

26

апрель

групповая

Готовимся к дальним
дорогам

28

апрель

групповая

Готовимся к дальним
дорогам

Выполнение заданий

29

апрель

групповая

Игры Весёлого
Рюкзачка

Выполнение заданий

30

апрель

групповая

Выполнение заданий

31

апрель

групповая

Игры Весёлого
Рюкзачка
Игры Весёлого
Рюкзачка

32

май

групповая

Выполнение заданий

33

май

групповая

34

май

групповая

35

май

групповая

Игры Весёлого
Рюкзачка
Занимательная
физкультура
Занимательная
физкультура
Занимательная
физкультура

36

май

групповая

Пора в путь дорогу

Устный опрос
Выполнение заданий

Устный опрос
Выполнение заданий
Выполнение заданий

Выполнение заданий

Устный опрос
Выполнение заданий
Выполнение заданий

2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Используются помещения:
-спортивный зал (для отработки практических и теоретических навыков);
-естественные природные условия (для организации походов);
- спортивная площадка детского сада (для отработки практических навыков);

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации
программы
№ Оборудование
Количество
1
Обвязка детская Spider simond
4 шт
2
Страховочные перчатки
4 шт
3
Шлем для скалолазания и альпинизма
3 шт
4
Палатка туристическая, автоматическая, однослойная, 2- 2 шт
х местная
5
Репшнур для скалолазания и альпинизма 5мм х 6м
2 шт
6
Бинокль детский
11 шт
7
Фонарь ручной «Помощник»
11 шт
8
Компас, пластик
11 шт

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Набор для активных спортивных игр Stemco
Набор демонстрационных плакатов для юных туристов
Мячи малые баскетбольные
Мат гимнастический
Обруч гимнастический
Скамья гимнастическая
Скакалки
Гантели пластиковые 0,450гр
Набор «Полоса препятствий №1»
Эспандер-массажер
Ролик для пресса
Конус сигнальный
Диск для переступания

1 шт
1 шт
8 шт
5 шт
10 шт
3 шт
11 шт
11 шт
1 шт
11 шт
11 шт
10 шт
12 шт

3. Кадровое обеспечение
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного
образования Сесекиной Евгенией Сергеевной (стаж работы в данной должности 2 года).
4. Формы аттестации и оценочные материалы.
Для определения соответствия результатов освоения программы заявленным целям и
планируемым результатам обучения предусмотрено использование таких видов контроля, как входной
и итоговый.
Входной контроль (октябрь) проводится в форме теста. Оценивается уровень стартовых знаний.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме тестирования.
Метапредметные результаты освоения программы оцениваются при помощи педагогического
наблюдения. Критерии оценки метапредметных результатов:
3 балла (высокий уровень): учащийся умеет налаживать и поддерживать
доброжелательные отношения, совместно принимать решения и решать проблемы, работать
для достижения общей цели; умеет самостоятельно выполнять свои обязанности; умеет переносить
трудности на занятиях и в походах; умеет оценивать свои действия для достижения нужного
результата поставленной задачи, умеет правильно оценить конечный результат.
2 балла (средний уровень): при решении конфликтных вопросов требуется помощь
руководителя; иногда возникают трудности на занятиях; для достижения поставленной задачи
совершаются ненужные или лишние действия; требуется помощь педагога в оценке результатов.
1 балл (низкий уровень): учащийся демонстрирует нежелание быть в
коллективе; тяжело переносит трудности во время занятий; работу выполняет по принуждению
руководителя; не в состоянии оценить правильность выполнения поставленной задачи; требуется
контроль.
Для отслеживания личностных результатов освоения программы
используются такие методы как педагогическое наблюдение, беседа, тестирование,
анкетирование.
Критерии оценки личностных результатов:
3 балла (высокий уровень) – здоровый образ жизни становится неотъемлемой частью жизни; во
время занятий самостоятельно ищет возможность помочь коллективу, проявляет желание участвовать
в общественных делах.
2 балла (средний уровень) - желание соблюдать здоровый образ жизни
проявляется периодически; чувство ответственности за коллектив проявляется, но в
зависимости от ситуации; желание учиться есть, но периодически ослабевает.
1 балл (низкий уровень) – нет потребности в здоровом образе жизни; про ответственность
приходится постоянно объяснять и напоминать; педагогу
необходимо жестко контролировать выполнение заданий.
Все результаты заносятся в таблицу мониторинга, на основании которого формируются
протоколы уровня освоения программы.
5. Методические материалы

Программа предусматривает два вида занятий: теоретические и практические занятия.
Практическая часть программы предусматривает групповую форму работы на местности и, в
зависимости от поставленных задач, в учебной аудитории.
На занятиях используются следующие методы обучения:
- словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия;
- наглядные методы: использование оборудования и инвентаря; раздаточных материалов,
фотографий, видеофильмов, схем, плакатов, рисунков, макетов;
- практические методы: выполнение заданий и упражнений;
Педагогические технологии, используемые в ходе реализации программы:
- игровые технологии: игры на знакомство, формирование навыков
сотрудничества, общительности, взаимодействия в различных ситуациях; имитационные игры
по отработке оперативных действий, по моделированию деятельности в конкретной обстановке по
заданному сюжету;
- здоровье сберегающие технологии;
- информационные технологии.
В учебном процессе используются дидактические материалы:
- картографический материал;
- мультимедийные презентации на темы «Костры», «Узлы», «Оказание первой помощи»,
«Условные топографические знаки», «Заповедники и природные парки Свердловской области»,
«Природные памятники г. Красноуфимск».
Литература, использованная при разработке программы
1.
Авдеева Н.Н. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности
детей/ Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. С-Петербург, 2019.
2.
Алексеев А.А. Питание в туристском походе. Москва, 1999.
3.
Алёшин В.М., Карта в спортивном ориентировании. - Ч.1. Воронеж, ВГУ, 2004.
4.
Будворт Джеффри: Узлы. Полная энциклопедия. Более 200 способов вязания узлов, Эксмо,
2014.
5.
Вяткин Л А. Пешеходный туризм: Туризм и спортивное ориентирование. Москва. 2001.
6.
Вяткин, Л.А Туризм и спортивное ориентирование: учебное пособие / Москва, 2003.
7.
Диханова Л. Г. Туристы, в путь. Екатеринбург, 2002.
8.
Константинов Ю.С., Степанов В.С., Федотов Ю.Н. Организация детскоюношеского туризма:
учебник для ВУЗов. – СПб.: СПб-ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. 2008.
9.
Константинов Ю.С. Из истории детского туризма в России (1918-2008 гг.). – М.: ФЦДЮТиК,
2008.
10.
Константинов Ю.С. Уроки ориентирования. Москва, 2005.
11.
Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. – М.:
ФЦДЮТиК, 2006.
12.
Рубис Л.Г. Спортивный туризм: учебник. Саратов: 2018.
13.
Туризм и краеведение. Программы для системы дополнительного образования детей. Под общ.
редакцией Константинова Ю.С.. Москва, 2014
Литература, рекомендуемая для дошкольников
1.
Куликов В. М, Ротштейн Л. М, Константинова Ю. В. Словарь юного туриста. Москва, 2008.
2.
Вьюжек Т. Логические игры, тесты, упражнения, СПб, ЭКСМО-ПРЕСС,
2001. [Электронный ресурс]URL: http://referad.ru/testi-uprajneniya/index.html
3.
Рундквист Н.
Иллюстрированная краеведческая
энциклопедия.
Екатеринбург, 2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».