ДОП Академия наук

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Академия наук» (далее - программа)
естественнонаучной направленности.
Актуальность программы:
Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
программы
служит
перечень
следующих
нормативных
правовых
актов
и
государственных
программных документов:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
-Федеральный
закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных
гарантиях
прав
ребёнка в РФ»;
-Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации
от
29.05.2015
№
996-р
«Об
утверждении Стратегии развития
воспитания в
Российской Федерации
на
период до 2025 года»;
-Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации
от
31.03.2022г.
№
678-р
«Об
утверждении
Концепции
развития
дополнительного
образования
детей
до
2030 года»;
-Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022г
№629
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.09.2020
г.
№
28
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания
и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Муниципальное задание МАДОУ детский сад 10 на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годы,
утвержденным Начальником МОУО Управление образованием городского округа Красноуфимск
-Устав МАДОУ детский сад 10, утвержденным приказом МОУО Управление образованием
городского округа Красноуфимск от 10 июня 2022 г. № 103.
-Программа развития МАДОУ детский сад 10.
-Положение о дополнительных общеразвивающих программах МАДОУ детский сад 10
утвержденное приказом от 01.09.2023 № 88-д;
Актуальность программы
Экологические грамотность и культура - важная часть базовой грамотности современного
человека. Экологическое образование становится платформой образования в интересах устойчивого
развития – генеральной гуманитарной стратегии человечества в XXI веке.
Основываясь на положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400, Федеральный
закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 29
декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» повышение уровня
экологического образования и экологической культуры граждан, воспитание в гражданах
ответственного отношения к природной среде, стимулирование населения и общественных
организаций к участию в природоохранной деятельности рассматривается как один из факторов
национальной безопасности. По общему признанию и определению ученых (философов, экологов,
педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является
основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное
благополучие.
Экологическое образование в период дошкольного детства занимает особое место. Именно в
дошкольном возрасте могут и должны быть заложены ценностные основы экологической культуры,
происходит развитие и закрепление положительного эмоционально-чувственного, эмоционально ценностного отношения ребенка к ближайшему природному окружению, формирование
доброты, сопереживания, толерантности, эмпатии к живому, готовность к добрым делам в
ближайшем природном и социальном окружении.
Отличительные особенности программы:

Особенностью данной программы является формирование основ экологической культуры детей
дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской, экспериментальной
деятельности, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира.
Адресат программы:
Программа «Академия наук» предназначена для детей 5-7 лет. Рекомендуемый минимальный состав
группы - 10 человек, максимальное число детей, обучающихся в одной группе - 15 человек
Объем и срок освоения программы:
Общий объем программы - 32 часа. Рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий:
Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия 25-30 минут.
Форма обучения: очная.
Форма проведения занятий: дидактические игры, наблюдения, беседы, элементарная
исследовательская деятельность и экспериментирование, обсуждение, рассматривание объектов их
исследование, рассказы, просмотр познавательных фильмов, мульфильмов, экологические конкурсы
(рисунков, рассказов, сказок), доступные детям дошкольного возраста, развивающие их
эмоциональную отзывчивость к изучению окружающего мира, деятельное участие, познавательный
интерес.
2. Цель и задачи Программы
Цель программы: формирование предпосылок экологической культуры детей старшего
дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной деятельности с живой и неживой
природой.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать первоначальные экологические знания о взаимосвязях и явлениях природы;
- формировать представления детей о растениях как живых организмах, различных способах их
выращивания;
- формировать представления детей о человеке, как части природы, о навыках здорового образа
жизни;
- формировать навыки поисково-исследовательской и элементарной экспериментальной
деятельности;
- учить пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов (увеличительное
стекло, пипетки, воронки и т. д.);
- формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
фиксировать результат практической деятельности.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей к объектам живой и неживой природы;
- развивать предпосылки экологического сознания, мышления, экологической культуры;
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать у обучающихся потребность в общении с природой, бережное отношение к ней;
3. Содержание Программы
3.1. Учебный (тематический) план
Раздел (тема)

Количество часов
теория

практика

Формы контроля и аттестации

всего

Изучение явлений
природы (познание)
3

6

9

Валеология (наука о
здоровье)

4

9

13

Растения (Ботаника
наука о растениях

2

4

6

Занимательные
опыты

1

3

4

Всего

10

22

32

Устный опрос
Наблюдение
Выполнение заданий, опытов.
Дневник наблюдений.
Сравнительный анализ.
Творческая мастерская.

3.2. Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Изучение явлений природы.
Теория.
Введение. Что такое опыт, эксперимент. Кто такие ученые? Учимся быть исследователями.
Инструктаж по технике безопасности при проведении опытов, экспериментов, наблюдений.
Беседы: Что такое явление природы? Знакомство с опасным явлением - гроза. Такие разные облака.
Что такое радуга? Опасные явление - буря, торнадо. Что такое вулканы? Викторина «Явления
природы».
Просмотр познавательных фильмов: Как себя вести во время грозы? Откуда берется радуга? Как
вести себя во время бури? Круговорот воды в природе. Извержение вулкана.
Практическая деятельность. Подготовка и проведение опытов: Исчезновение монетки.
Сломанный карандаш. Моделирование молнии. Танцующая фольга. Делаем облако. Туча с дождем.
Буря в стакане. Д/и «Как вести себя во время бури?». Домашняя радуга. Радуга в молоке. Делаем
модель «Круговорот воды в природе». Делаем модель «Извержение вулкана». Изобразительная
деятельность «Рисуем явление природы».
Тема 2. Валеология. Наука о здоровье.
Теория.
Беседы: Что такое здоровье? Друзья Мойдодыра. Почему нужно мыть руки с мылом? История мыла,
виды. Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Что такое «жидкое мыло? Тайны воды. Вода, её
свойства. Чистая, грязная вода. Правильное питание. Что такое крахмал и чем полезен для человека?
Секреты зубной пасты. История слайма. Слаймы: вред или польза. Что такое кристаллы?
Волшебство соли и сахара. Пресная и соленая вода. Можно ли рисовать солью? Волшебный
микроскоп.
Практическая деятельность. Подготовка и проведение опытов: Невидимые микробы.
Появляющиеся микробы. Исчезающие микробы. Микробы спасающиеся бегством. Изготовление
мыла. Опыты с водой: Капиллярный эффект, Вода и зубочистки, Бумажная крышка, Сухая салфетка,
Снежная буря, Фильтрование воды. «Кока кола и молоко», «Кока - кола: поглощение красителя
активированным углём. В поисках крахмала. Зубная паста для слона. Делаем слайм сами.
Выращивание кристаллов соли. Где утонет яйцо в соленой или пресной воде? Изобразительная
деятельность «Рисуем солью». Вода под микроскопом. Изучаем микромир или что можем увидеть
под микроскопом.
Тема 3. Ботаника наука о растениях.
Теория.
Беседы: Растение - живое существо. Нужна ли растениям вода. Весенние явления природы.
Проектная деятельность «Огород на подоконнике». Что такое гидропоника? Что у нас под ногами?
Практическая деятельность. Проведение опытов и наблюдение: Как влияет вода на рост растения.
Цветы лотоса. Как растения пьют? Растения и среда «С водой и без воды», «На свету и в темноте»,
«В тепле и в холоде». Проращивание семян. «Зеленое лукошко» - посадка и выращивание культур
(овощные культуры, дневник наблюдения). Посадка и выращивание микрозелени на джутовом

коврике. Посадка и выращивание микрозелени в грунте. Оформление дневника наблюдения.
Сравнительный анализ. Из чего состоит почва?
Тема 4: Занимательные опыты.
Теория.
Беседы: Осторожно, электричество. Изучаем мыльные пузыри. Беседа «В стране воздушных шаров»
Практическая деятельность. Электромотор. Игры – эксперименты с мыльными пузырями.
«Самонадуватель».
4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- сформированы первоначальные экологические знания о взаимосвязях и явлениях природы;
представления детей о растениях как живых организмах, различных способах их выращивания;
- сформированы представления детей о человеке, как части природы, о навыках здорового образа
жизни;
- сформированы навыки поисково-исследовательской и элементарной экспериментальной
деятельности;
- обучающиеся умеют пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов;
- сформированы умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
фиксировать результат практической деятельности.
Метапредметные результаты:
- обучающиеся проявляют интерес к объектам живой и неживой природы;
- сформированы предпосылки экологической культуры, сознания, мышления;
Личностные результаты:
- проявляют трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- обучающиеся испытывают потребность в общении с природой, проявляют бережное отношение к
ней.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Начало занятий
Окончание занятий
Сроки зимних каникул

№
п/п

Месяц

Форма
занятия

1.

октябрь

групповая,
индивидуальная

2.

октябрь

групповая,
индивидуальная

Коли
чество
часов
1

1

показатель
32
1
2 октября 2023
31 мая 2024
1-7 января 2024

Тема занятия

Форма контроля

Введение. Что такое опыт, эксперимент.
Кто такие ученые? Учимся быть
исследователями. Проведение опытов
«Исчезновение монетки», «Сломанный
карандаш».

Устный опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий, опытов.

Изучение явлений природы.
Беседы: Что такое явление природы?
Знакомство с опасным явлением - гроза.
Просмотр познавательного фильма «Как
себя вести во время грозы?»,
Проведение опытов «Танцующая фольга,
«Моделирование молнии»

Устный опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий, опытов.

октябрь

групповая,
индивидуальная

1

3.

октябрь

групповая,
индивидуальная

1

4.

ноябрь

групповая,
индивидуальная

1

ноябрь

групповая,
индивидуальная

1

5.

ноябрь

групповая,
индивидуальная

2

6.

декабрь

1

7.

декабрь

групповая,
индивидуальная
групповая,
индивидуальная

8.

декабрь

групповая,
индивидуальная

1

9.

декабрь

групповая,
индивидуальная

3

10.

январь

групповая,
индивидуальная

1

11.

январь

групповая,
индивидуальная

1

12.

январь

групповая,
индивидуальная

1

1

Изучение явлений природы.
Беседа
«Такие
разные
облака».
Проведение опыта «Делаем облако»,
«Туча с дождем».
Изучение явлений природы. Что такое
радуга? Просмотр фильма «Откуда
берется радуга? Проведение опыта
«Домашняя радуга», «Радуга в молоке».

Устный опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий, опытов.
Устный опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий, опытов.

Изучение явлений природы. «Опасные
явление - буря, торнадо», Д/и «Как вести
себя во время бури?»
проведение опыта «Буря в стакане».
Круговорот воды в природе. Просмотр
познавательного фильма. Опыт « Делаем
модель круговорота воды в природе в
банке!».
Изучение явлений природы. «Что такое
вулкан? Подготовка к эксперименту.
Проведение эксперимента «Извержение
вулкана».
Викторина
«Явления
природы?»
Изобразительная деятельность «Рисуем
явления природы»
Валеология. Наука о здоровье. Что такое
здоровье? Друзья Мойдодыра. Почему
нужно мыть руки с мылом? Проведение
опытов «Невидимые микробы»,
«Появляющиеся микробы»,
«Исчезающие микробы», «Микробы
спасаются бегством»,
Беседа «История мыла, виды. Отличие
хозяйственного мыла от туалетного.
Что
такое
«жидкое
мыло?».
«Изготовление мыла»

Устный опрос
Наблюдение
Выполнение
опыта
Устный опрос
Наблюдение
Выполнение
опыта
Устный опрос
Наблюдение
Выполнение
опыта
Устный опрос.
Творческая
работа
Устный опрос
Наблюдение
Выполнение
опытов

Тайны воды. Вода, её свойства. Опыты с
водой: «Капиллярный эффект. Вода и
зубочистки», «Бумажная крышка»,
«Сухая салфетка», «Снежная буря»,
Фильтрование воды»
Беседа «Правильное питание», «Вред
колы» Проведение опытов: «Кока кола и
молоко», «Кока - кола: поглощение
красителя активированным углём.
Что такое крахмал и чем полезен для
человека? Проведение опыта «В поисках
крахмала?».

Устный опрос
Наблюдение
Выполнение
опытов

Устный опрос
Наблюдение
Выполнение
задания

Устный опрос
Наблюдение
Выполнение
опытов
Устный опрос
Наблюдение
Выполнение
опытов, фиксация
результатов
опыта
Беседа
«Секреты
зубной
пасты»,
Устный опрос
Проведение опыта «Зубная паста для
Наблюдение
слона».
Выполнение
опыта

февраль

13.

февраль

14.

февраль

15.

март

16.

март

17.

март

групповая,
индивидуальная
групповая,
индивидуальная

1

Беседа «Слаймы: Вред или польза».
Делаем слайм сами.

2

Что такое кристаллы? Пресная и соленая
вода. Волшебство соли и сахара.
Проведение опытов с солью и сахаром:
Выращивание кристаллов соли, Где
утонет яйцо в соленой или пресной воде?

групповая,
индивидуальная
групповая,
индивидуальная
групповая,
индивидуальная
групповая,
индивидуальная

1

Можно
ли
рисовать
солью?
Изобразительная деятельность «Рисуем
солью».
Беседа «Волшебный микроскоп?» Вода
под микроскопом.

1

1

Изучаем микромир или
увидеть под микроскопом.

что

можно

1

Почва
Что у нас под ногами? Опыты с почвой

Устный опрос
Выполнение
задания.
Устный опрос
Наблюдение
Выполнение
опытов, фиксация
результатов
опыта
Устный опрос
Творческая
мастерская
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Выполнение
опытов

18.

апрель

групповая,
индивидуальная

1

19.

апрель

групповая,
индивидуальная

1

20.

апрель

групповая,
индивидуальная

3

Беседа «Растение - живое существо»,
«Нужна ли растениям вода», проведение
опытов «Цветы лотоса»,
«Как растения пьют?»
Беседа «Весенние явления природы
Опыты по теме «Растение и среда»
«С водой и без воды», «На свету и в
темноте», «В тепле и в холоде»
Проектная деятельность «Огород на
подоконнике». Как вода влияет на рост
растений. Наблюдение «Проращивание
семян». Зеленое лукошко» - посадка и
выращивание овощных культур.
Что такое гидропоника?Посадка и
выращивание микрозелени на джутовом
коврике. Посадка и выращивание
микрозелени в грунте.

21.

май

1

Что у нас под ногами? Опыты с почвой
Из чего состоит почва?

22.

май

1

23.

май

групповая,
индивидуальная
групповая,
индивидуальная
групповая,
индивидуальная

24.

май

групповая,
индивидуальная

1

Беседа «Осторожно, электричество»
Проведение
опыта
«Электромотор»
(батарейка, медная проволока, магнит)
Беседа «В стране воздушных шаров»
Увлекательные
опыты.
Проведение
опытов: Самонадуватель. Жужжащий
шарик.
Беседа «Изучаем мыльные пузыри».
Игры – эксперименты с мыльными
пузырями.

1

Устный опрос

Устный опрос
Наблюдение
Выполнение
опытов
Устный опрос,
Посадка
овощных
культур,
дневник
наблюдения.
Оформление
дневника
наблюдения.
Сравнительный
анализ.
Устный опрос,
Выполнение
задания.
Устный опрос,
Выполнение
задания.
Устный опрос,
Выполнение
задания.
Устный опрос,
Выполнение
задания.

2. Условия реализации программы
2. 1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы осуществляется в МАДОУ д/с 10 и включает следующее оборудование:
 Кабинет 1 единица на группу
 Компьютер персональный - один на группу
 Микроскоп требуется 1 единица на группу
 Лабораторная посуда, приборы, материалы: стаканы, мерные стаканы, лупы увеличительные,
пипетки, банки с крышками, трубочки, пластиковые бутылки, колбы, подносы, воронки,
пластилин.
 Одежда для проведения экспериментов: халаты, очки, полотенца или салфетки.
 Канцелярские принадлежности: тетрадь, альбом, цветные карандаши, ручка, картон, цветная
бумага, клей, ножницы.
 Джутовые коврики.
 Семена зелени, цветочных, овощных культур в ассортименте.
 Художественные произведения, посвященные теме
 Видеофильмы, презентации, соответствующие содержанию программы
 Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию
программы.
 Демонстрационные пособия, соответствующие содержанию программы.

2.2.Кадровое обеспечение
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного
образования Елкиевой Надеждой Николаевной (стаж работы в данной должности 21 год, ВКК)
3. Формы аттестации и оценочные материалы
Результативность освоения дополнительной общеразвивающей программы «Академия наук»
отслеживается с помощью диагностической карты мониторинга, в которую включены
интегрированные результаты освоения программы: личностные, метапредметные, предметные.
Результат освоения программы обучающимся:
0 – 8 баллов – низкий уровень;
9 – 16 баллов – средний уровень;
17 – 21 балл – высокий уровень.
Личностные и метапредметные результаты отслеживаются посредством наблюдения за динамикой
развития обучающегося в процессе освоения программы.
Значение личностных и метапредметных результатов обучающегося:
3 балла – качество проявляется систематически;
2 балла – качество проявляется ситуативно;
1 балл – качество не проявляется.
Предметные результаты отслеживаются в виде учета индивидуального результата обучающегося по
контрольным мероприятиям теоретической, практической подготовки.
Контроль теоретической подготовки осуществляется в конце каждого полугодия и года
Контроль практической подготовки осуществляется в процессе наблюдения за применением знаний
при использовании оборудования и проведения опытов.
2 балла – хорошо;
1 балл – удовлетворительно.

4. Методические материалы
Программа
предусматривает
два
вида
занятий:
теоретические
и
практические
занятия.
Практическая
часть
программы
предусматривает
групповую
форму
работы при выполнении заданий и опытов.
На занятиях используются следующие методы обучения:
 словесный (беседа, рассказ, диалог);
 иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
 репродуктивный (воспроизводящий);
 мотивации и стимулирования (формирование интереса к занятиям); проблемный (проблему
перед детьми ставит педагог, дети решают с помощью педагога);
 частично-поисковый (самостоятельный поиск ответа на поставленную задачу).
Программа предусматривает использование элементов следующих образовательных технологий:
игровые, метод проектов, проблемное обучение, развивающее обучение, экспериментирование.
Занятия предполагают использование фронтальных, индивидуальных и групповых форм обучения.
направленными на познавательное развитие, используются выставки, эксперименты, занимательные
игры-занятия с элементами экспериментирования, фиксирование детьми результатов наблюдений в
альбоме для последующего повторения и закрепления.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы, фотовыставки.
5. Список литературы и источников информации
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментальноисследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная
педагогика. - 2011. - № 3.
2. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н.
П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М.: Наука, 2010.
3. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском
саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А.
Королева. - СПб: Детство-Пресс, 2015.
5. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //
Ребенок в детском саду. - 2009. - №3.
6. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст /
И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество России, 2010.
7. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В.
Марудова. - СПб: Детство-Пресс, 2015.
8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под
редакцией Л. Н. Прохоровой – 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005.
9. Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности
дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. - СПб: Детство-Пресс, 2015.
10. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс,
2015.
11. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования / И. А.
Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. - №12.
12. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство познания
окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. – 2012.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».