1 СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования. ……………………………………………………………..3 1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………………………………………………..3 1.2. Учебный (тематический) план……………………………………………………………………………………...6 1.3. Содержание учебного (тематического) плана……………………………………………………………………..7 1.4. Планируемые результаты…………………………………………………………………………………………..10 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий…………………………………………………………..11 2.1. Условия реализации программы………………………………………………………………………………...…11 2.2. Формы аттестации и оценочные материалы………………………………………………………………………14 2.3. Список литературы………………………….………………………………………………………………………15 2.4. Приложения………………………………………………………………………………………………………….16 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования. 1. Пояснительная записка. Актуальность программы: дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бусинки» (далее программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: -Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; -Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»; -Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; -Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 3 -Муниципальное задание МАДОУ детский сад 10 на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годы, утвержденным Начальником МОУО Управление образованием городского округа Красноуфимск; -Устав МАДОУ детский сад 10, утвержденным приказом МОУО Управление образованием городского округа Красноуфимск от 10 июня 2022 г. № 103; -Программа развития МАДОУ детский сад 10; -Положение о платных дополнительных образовательных услугах утвержденное приказом от 06.09.2024 № 116. Актуальность программы Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. Программа реализуется в детском саду в комплексе образовательных программ дошкольного учреждения, отражающих социальный заказ на разнообразие видов и содержания образовательных услуг для дошкольников. Отличительная особенность Программы состоит в ее практической значимости: вовлечения детей дошкольного возраста в активную творческую деятельность, направленную на развитие вокальных исполнительских навыков, 4 музыкальных способностей, гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности ребенка, освоение способов творческого самовыражения, формирование ценностных ориентаций и художественного вкуса, стремление принимать участие в социально значимой деятельности. Занятия по вокалу решают оздоровительную задачу. Вокал благотворно влияет на развитие голосового аппарата как для всех детей, так и для воспитанников с речевыми нарушениями, что помогает им строить плавную и непрерывную речь. Пение в группе (ансамбле) помогает снять застенчивость у ребенка, является источником раскрепощения, отличного настроения, уверенности в своих силах Адресат: Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Режим, периодичность и продолжительность занятий. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня, не более 20-30 минут (в зависимости от возраста), форма организации вокальной деятельности подгрупповая (10 человек), что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку, подобная деятельность способствует учету образовательный потребностей и интересов детей. Виды занятий: Основная форма организации образовательного процесса – учебное занятие. Также применяются формы: занятие – праздник, занятие – концерт. Срок освоения: 1 год. Форма обучения: очная. Объем программы: 32 часа 2. Цель и задачи Программы Цель: создание условий для развития творческих способностей детей через певческую деятельность в условиях дополнительного образования в дошкольной образовательной организации. Задачи: Образовательные: - Обучить навыкам бережного отношения к своему здоровью, охране голоса; 5 - формировать основы певческой, сценической и общемузыкальной культуры (умение правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон, петь выразительно, передавая характер, настроение, интонации песни, а также свое отношение к музыкальному образу, содержанию песни); - учить навыкам сольного и ансамблевого исполнения. Развивающие: - развивать способы певческих умений: правильную осанку, правильное певческое дыхание, четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование отдельных фраз, напевное и отрывистое пение, слаженность пения; развивать музыкальные способности и музыкально-слуховые представления через целостное и дифференцированное восприятие средств выразительности песен (музыкальных - темп, регистр, динамика, ритм, ладовое чувство, тембр; немузыкальных - выразительные мимика, жесты, движения, поза исполнителя). Воспитательные: - поддерживать интерес к восприятию песен, содействовать эстетическому наслаждению при их слушании и исполнении; - побуждать к сопереживанию содержания песни, к эмоциональной отзывчивости; побуждать к песенному творчеству и самовыражению (песенной импровизации своего имени, импровизации интонаций (просьбы, гнева), импровизации песни, танца, марша). 3. Содержание Программы 3.1. Учебный (тематический) план Формы аттестации/контроля № п/п Тема Общее количество учебных часов В том числе: Теоретических 1. Вводное занятие 1 0,5 Практических 0,5 Опрос 6 2. Учимся правильно дышать. 3 1 2 3. Настроение в песне 4 1 3 4. Расскажи нам, песенка! 4 1 3 5. Госпожа Мелодия 4 1 3 6. Рисуем голосом 4 1 3 7. Волшебный микрофон 4 1 3 8. Я дарю тебе улыбку 4 1 3 9. Мы-артисты 8 - 8 36 7,5 28,5 Всего: Исполнение музыкального репертуара, игры Исполнение музыкального репертуара, игры Исполнение музыкального репертуара, игры Исполнение музыкального репертуара, игры Исполнение музыкального репертуара, игры, анализ участия в конкурсах различного уровня Исполнение музыкального репертуара, игры, анализ участия в конкурсах различного уровня Исполнение музыкального репертуара, игры, анализ участия в конкурсах различного уровня Выступление на отчетном концерте «Мы таланты» 7 3.2. Содержание учебного (тематического) плана. Тема 1. Вводное занятие. Познакомиться с детьми. Заинтересовать их в занятиях, дать детям представление о кружке, его названии. Правила безопасности в музыкально-спортивном зале, охрана голоса. Теория. Беседа «Что такое звук?», «Охрана детского голоса» Практика. Музыкальная игра «Пропой свое имя ласково», «Фонопедический метода развития голоса» В.В. Емельянова (артикуляционные упражнения), распевание «Я пою», прослушивание песни «Осень- раскрасавица» и беседа по содержанию и о характере песни. Тема 2. Учимся правильно дышать. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Теория. Беседа «Правила пения сидя и стоя», «Певческое дыхание». Практика. Музыкальная игра «Пропой свое имя ласково», коммуникативные игры-приветствия «Здравствуйте» Картушина. «Фонопедический метода развития голоса» В.В. Емельянова (артикуляционные упражнения), вокальнопевческая постановка корпуса (сидя): Л. Абелян «Петь приятно и удобно», интонационно-фонетические упражнения «Паровоз», «Машина», «Самолёт», пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности, скороговорки «Говорил попугай, попугаю», «Тигры», распевание «Я пою», разучивание и исполнение песни «Осень–раскрасавица». Тема 3. Настроение в песне. Научить детей определять характер песни. Знакомство с ладом. Теория. Просмотр видео «Настроение в музыке», беседа «Что такое лад?» Практика. Музыкально-дидактическая игра «Веселый и грустный», игра «Эмоции», игра-приветствие «В гости», «Здравствуйте» М. Картушина, артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова «Обезьянки», «Весёлый язычок», интонационно-фонетические упражнения: пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности, скороговорки, 8 чистоговорки «Няня мылом мыла Милу», «Сорок сорок ели сырок», упражнения для распевания « Бубенчики». «Качели», пение «Кот Мурлыка», исполнение песни с движениями. Тема 4. Расскажи нам, песенка. Знакомство с песенным текстом. Художественное единство текста и музыки. Строение песни (куплет, припев, вступление, проигрыш). Теория. Беседа «Из чего состоит песня», «Сила звука и динамический слух» Практика. Приветствие: «Пропой имя соседа слева». Музыкально-коммуникативная игра «Доброе животное». артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова «Лошадка», «Паровоз», «Машина, «Самолёт», распевание: «Считалочка» М. Сидорова, «Эхо». Пение «Милая мама». Тема 5. Госпожа Мелодия. Учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст, развивать ладотональный слух. Работа над звуковедением. Теория. Беседа «Звуки шумовые и музыкальные», «Откуда берется звук?» Практика. Музыкально-дидактические игры «Определи звук», Приветствие: «Здороваемся с хлопками». Музыкальнокоммуникативная игра «Передай мячик», музыкальная игра «Придумай свою песенку», артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова «Я обиделся», «Я радуюсь», интонационно-фонопедические упражнения «Крик ослика» (И – а), «Крик в лесу» (А – у), «Крик чайки» (А! А!), «Кричит ворона» (Кар). Распевание: «Запевай песню», «Колокольчик», «Села кошка на такси». Пение с движениями «Новый год – веселый праздник» Тема 6. Рисуем голосом. Добиваться выразительного исполнения песен различного характера; петь с музыкальным сопровождением и без него; учить петь, правильно передавая ритмический рисунок; продолжать учить петь выразительно, осмысливая характер песен, их содержание; учить тонко реагировать на эмоциональную окрашенность песен. Теория. Беседа «Дикция, артикуляция и слово». Практика. Коммуникативная игра-приветствие «Приветствие» Модель И. Евдокимовой, «Здравствуйте» Картушина. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова «Паровоз», «Машина», «Самолёт», «Самолёт летит» М. 9 Картушиной, «Мороз» (по методу Емельянова). Скороговорки, чистоговорки «Вёз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай», «Петя шёл», «Думал – думал». Распевание: выученный материал. Пение с движениями «Зимушка-зима». Тема 7. Волшебный микрофон. Знакомство с микрофоном. Формирование навыков работы с микрофоном, постановки корпуса и рук при пении в микрофон, удаление, приближение микрофона. Теория. Беседа «Основные обозначения динамики (f, mf, sf, p, mp)», «Солист», «Как работать с микрофоном» Практика. Приветствие: «Здороваемся по знакам динамики». Музыкально-коммуникативная игра «Доброе животное», «Я и мои друзья - ладошки, плечики, спинки, животы, коленки». Вокально-певческая постановка корпуса (стоя): Л. Абелян «Петь приятно и удобно». Л. Абелян «Дыхание. Дыхательная гимнастика». «Хор и дирижер». Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова «Обезьянки», Веселый язычок». Распевание: «Мы поем», «Без слов» - исполняется закрытым ртом, «Эхо», «Лесенка», «Мы – веселые ребята». Пение с движениями «Будем в армии служить» (с солистами). Тема 8. Я дарю тебе улыбку. Работа над выразительным, эмоциональным исполнением. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формирование сценической культуры пения. Теория. Беседа: «Тембровая окраска и тембровый слух». Практика. Пение с показом рукой высоты звучания. Музыкально-коммуникативная игра на снятие напряжения «Солнечный зайчик», музыкально-коммуникативная игра «Прогулка по ручью», развивающая игра «Весёлый оркестр». «Фонопедический метода развития голоса» В.В. Емельянова (артикуляционные упражнения), Упражнения для распевания Теремок» Л.Олифировой, «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной, скороговорки, чистоговорки «Няня мылом мыла Милу», «Сорок сорок ели сырок». Пение с движениями «Динь-дон». Тема 9. Мы – артисты. Учить петь детей лёгким звуком в оживлённом темпе; учить детей точно воспроизводить ритмический рисунок песни; учить петь выразительно, передавая характер песни в целом, а также смену темпа в запеве и припеве; работать над расширением диапазона детского голоса; способствовать выравниванию его звучания при переходе от высоких к низким звукам и наоборот; содействовать развитию у детей музыкальной памяти. 10 Практика. Повторение изученного материала. Подготовка к отчетному концерту. 4. Планируемые результаты Личностными результатами освоения программы являются: - формирование эстетических потребностей, ценностей; - развитие эстетических чувств и художественного вкуса; - развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства; Предметными результатами освоения программы являются: - овладение практическими умениями и навыками вокального творчества; - овладение основами музыкальной культуры. Метапредметными результатами являются: - овладение способами решения поискового и творческого характера; - культурно – познавательная, коммуникативная и социально -эстетическая компетентности; - приобретение опыта в вокально - творческой деятельности. 11 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы Программа носит составительский характер и разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» Каплуновой И.М., Новоскольцевой И.А., 2015 год. Образовательный процесс организуется с учетом следующих принципов: дифференциации, вариативности, адаптивности, непрерывности и преемственности, практической направленности, научности, интегративности, наглядности и доступности. - Методы обучения: Игровой метод: игры и упражнения на развитие голоса, артикуляции, певческого дыхания; развивающие игры с голосом; игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения; театральные, мимические этюды; игры: музыкальные, на развитие песенного творчества; музыкально-дидактические и коммуникативные игры и упражнения. Словесный метод: беседы, направленные на ознакомление с правильными певческими установками, эмоциональное восприятие художественно-образного содержания вокальных произведений; скороговорки на развитие дикции; творческие игры со словом. Наглядный метод: наглядно-слуховой метод (включает приемы выразительного исполнения песен, попевок педагогом); наглядно-зрительный (включает показ иллюстраций к песням, музыкально-дидактическим играм). Практический метод: 12 - песни-миниатюры; - упражнения на формирование правильной певческой осанки, развитие дикции, дыхания, артикуляции; - песенные импровизации (разыгрывание маленьких музыкальных сценок, для развития песенного творчества). Формы организации: - индивидуальные и групповые занятия; - концертные выступления в ДОУ, участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня. Программа реализуется в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 10 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному и речевому направлениям развития воспитанников» по ул. Писцова, 44 в музыкально-спортивном зале, площадь помещения Для успешной реализации данной программы необходимо: Технические средства обучения 1. 2. 3. 4. 5. 6. Электропианино Микшер пульт Ноутбук Мультимедийное оборудование (экран, проектор) Микрофоны Колонки 13 Учебнонаглядные пособия 1. Плакаты 2. Схемы 3. Иллюстрации 4. Игрушки 5. Дидактические игры 6. Детские музыкальные инструменты 7. Презентации 8. Картотека комплексов упражнений артикуляционной гимнастики. 9. Картотека комплексов упражнений пальчиковой гимнастики. 10. Картотека комплексов упражнений дыхательной гимнастики. Интернет-ресурсы: Nsportal; Портал Маам; Портал Мультиурок; https://vk.com/mirkykla Кадровое обеспечение Реализация программы и подготовка занятий осуществляется музыкальным руководителем Поздняковой Светланой Борисовной (стаж работы в данной должности 17 лет, ВВК). Педагог осуществляет дополнительное образование в соответствии со своей программой. В ходе реализации программы, возможна индивидуальная работа с детьми для выявления и раскрытия индивидуальных способностей детей. 14 2.2. Формы аттестации и оценочные материалы. Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся по программе, осуществляется согласно календарного учебного графика. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. Формы и виды контроля Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки: -беседа по пройденному материалу; - выполнение практического задания. Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы. - анализ проделанной работы; - участие в массовых мероприятиях. Итоговый контроль подведение итогов обучения за год - персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии) - участие в итоговом отчетном концерте. Таблица освоения планируемых результатов программы Ф.И. ребенка Вокальные навыки Пение без сопровожд ения Пропевание звука точность и чистота Выразительн ость исполнения. дикция Звуковысотный слух Определят ь направлен ия движения мелодии Сколько звуков звучит одновреме нно Подбор знакомы х мелодий Чувство ритма Узнать знакомю мелодию по ритму Повтори ть ритмиче ский рисунок мелодии Движения под музыку (сильная и слабая доли) Тембровый слух Определять высоту регистра: Низкий Средний Высокий 1. 2. 15 Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 4 - 5 баллов 2 - 3 балла до 2 баллов 0 баллов 2.3. в (высокий) - справляется самостоятельно с (средний) - справляется с частичной помощью педагога н (низкий) - справляется с помощью педагога Не справился с заданием Список литературы 1.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 2. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999. 3.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007. 7.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983. 4.Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с. 5. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007. 6.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007. 7.Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004. 8.Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Между-народной межвузовской научнопрактической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001. 29.Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народ-но-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. 33.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992. 16 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Список полезных интернет – ресурсов для педагога http://www.mp3sort.com/ http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm http://forums.minus-fanera.com/index.php http://alekseev.numi.ru/ http://talismanst.narod.ru/ http://www.rodniki-studio.ru/ http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm http://www.lastbell.ru/pesni.html http://www.fonogramm.net/songs/14818 2.4. Приложение. Календарный учебный график. Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года Периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 01 октября 2024 г. 30 мая 2025 г. 32 учебных недель Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 10 сентября. Текущий контроль осуществляется с 10 сентября по 26 декабря, с 10 января по 20 мая. Промежуточная аттестация осуществляется в период с 27 по 31 декабря (за 1 полугодие), с 21 по 31 мая. 17