ДОП Академия наук

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Академия наук» (далее - Программа)
естественнонаучной направленности.
Основанием для проектирования и реализации данной программы служит перечень
следующих нормативных правовых актов и государственных программных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Муниципальное задание МАДОУ детский сад 10 на 2023 год и плановый период 2024 и
2025 годы, утвержденным Начальником МОУО Управление образованием городского округа
Красноуфимск;
- Устав МАДОУ детский сад 10, утвержденным приказом МОУО Управление образованием
городского округа Красноуфимск от 10 июня 2022 г. № 103;
- Программа развития МАДОУ детский сад 10;
- Положение о платных дополнительных образовательных услугах утвержденное приказом
от 06.09.2024 № 116.
Актуальность программы
Экологическая грамотность и культура - важная часть для современного человека.
Экологическое образование становится платформой образования в интересах устойчивого
развития – генеральной гуманитарной стратегии человечества в XXI веке.
Основываясь на положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400,
Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан,
воспитание в гражданах ответственного отношения к природной среде. По общему признанию
и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным
ценностям высшего порядка, она является основой существования человека на Земле и
определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.
Экологическое образование в период дошкольного детства занимает особое место. Именно
в этом возрасте должны быть заложены ценностные основы экологической культуры,
происходит развитие и закрепление положительного эмоционально-чувственного,
эмоционально - ценностного отношения ребенка к ближайшему природному окружению,
формирование доброты, сопереживания, толерантности, эмпатии к живому, готовность к
добрым делам в ближайшем природном и социальном окружении.
Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с
окружающим миром – одна из образовательных задач.
Отличительные особенности программы:

Особенностью данной программы является формирование основ экологической культуры
детей дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской,
экспериментальной деятельности, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений
окружающего мира.
Адресат программы:
Программа «Академия наук» предназначена для детей 5-7 лет. Рекомендуемый
минимальный состав группы - 10 человек, максимальное число детей, обучающихся в одной
группе - 15 человек
Объем и срок освоения программы:
Общий объем программы - 32 часа. Рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий:
Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия 25-30 минут.
Форма обучения: очная.
Форма проведения занятий: дидактические игры, наблюдения, беседы, элементарная
исследовательская деятельность и экспериментирование, обсуждение, рассматривание
объектов их исследование, рассказы, просмотр познавательных фильмов, мульфильмов,
экологические конкурсы доступные детям дошкольного возраста, развивающие их
эмоциональную отзывчивость к изучению окружающего мира, деятельное участие,
познавательный интерес.
2. Цель и задачи Программы
Цель программы: развитие познавательного интереса в процессе опытно - экспериментальной
деятельности с живой и неживой природой.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать первоначальные знания о взаимосвязях и явлениях природы;
- формировать представления детей о человеке, как части природы, о навыках здорового
образа жизни;
- формировать первоначальные представления о многообразии растительного мира;
-формировать навыки поисково-исследовательской и элементарной экспериментальной
деятельности;
- учить пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов
(увеличительное стекло, пипетки, воронки и т. д.);
- формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
фиксировать результат практической деятельности.
Развивающие:
- развивать любознательность, интерес и мотивацию к познавательной деятельности;
-развивать предпосылки экологического сознания, мышления, экологической культуры;
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать у обучающихся потребность в общении с природой, бережное отношение к
ней.

Раздел (тема)
Ботаника для
дошкольников

3. Содержание Программы
3.1. Учебный (тематический) план
Теория Практика
Количество
часов
1
3
4

Формы контроля и
аттестации
Устный опрос.
Наблюдение.

География для
дошкольников

1

5

6

Астрономия для
дошкольников

1

4

5

Валеология. Наука о
здоровье

1

4

5

Физика для
дошкольников
Химия для
дошкольников

1

3

4

1

7

8

6

26

32

Всего

Выполнение заданий,
опытов. Дневник
наблюдений.
Сравнительный
анализ. Творческая
мастерская.

3.2. Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. «Ботаника для дошкольников».
В рамках курса дети вовлекаются в практическую деятельность.
Растение – это живое существо. Нужна ли растениям вода? Нужен ли свет растениям?
Нужен ли корням воздух? Что такое хлорофилл?
Средства передачи информации, материалы:
1. Книга Соколовой «Времена года».
2. Книга Соколова-Микитова «Год в лесу».
3. Сухие листья разного цвета.
Практическая деятельность: подготовка и проведение опыта: «Значение воды и света
для роста и развития растений».
Тема 2. «География для дошкольников».
В рамках курса дети вовлекаются в практическую деятельность.
Что такое сила притяжения (Сила тяготения)? Как образуются облака? Что такое радуга,
торнадо?
Средства передачи информации, материалы:
1. Глобус.
2. Журнал из серии «Неугомонные детки».
3. Книга А. Усачева «Мои географические открытия».
4. Книга В. Калашникова «О звездах и планетах».
5. Книга И. Ивановой «Путешествие по глобусу».
Практическая деятельность: подготовка и проведение опыта: «Извержение вулкана»,
«Радуга в стакане», «Домашнее торнадо».
Тема 3. «Астрономия для дошкольников».
В рамках курса дети вовлекаются в практическую деятельность.
Что будет если солнце перестанет двигаться? Что будет если уменьшить солнечную
систему? Кто придумал лето? Затмение солнца, что это такое? Почему кажется, что звезды
движутся по небу? И многое другое.
Средства передачи информации, материалы:
1. Пособие «Волшебная астрономия».
2. Книга В. Калашникова «О звездах и планетах».
3. В. Калашников «Мифы звездного неба».

4. Терапевтические сказки из книги Зинкевич - Евсигнеевой «Сказки страны
Зодиакалии».
5. Карта звездного неба.
Практическая деятельность: подготовка и проведение опыта: «Солнечное затмение»,
«Звездный калейдоскоп», «Солнечная система».
Тема 4. «Валеология. Наука о здоровье».
В рамках курса дети вовлекаются в практическую деятельность.
Что такое здоровье? История мыла, виды. Отличие хозяйственного мыла от туалетного.
Что такое «жидкое мыло? Тайны воды. Вода, её свойства. Чистая, грязная вода. Исчезающие
микробы.
Практическая деятельность: подготовка и проведение опыта: «Микробы», «Свойства
воды».
Тема 5. «Физика для дошкольников».
Курс построен на экспериментировании детей совместно со взрослыми, обсуждении
наблюдаемых эффектов. Дети делают самостоятельные пробы в исследовательской
деятельности. Что такое магнит, его свойства? Сила притяжения. Статическое электричество.
Средства передачи информации, материалы:
1. Магнит.
2. Металлические предметы: скрепки, гвозди и пр.
3. Компас.
Практическая деятельность: подготовка и проведение опыта: «Как надуть шарик, не
прикасаясь к нему», «Шагающая вода», «Танец хлопьев».
Тема 6. «Химия для дошкольников».
В рамках курса дети вовлекаются в практическую деятельность. Свойства растворимых
веществ. Свойства жидких веществ. Свойства сыпучих веществ.
Названия опытов носят интригующий характер, что побуждает детей с любопытством
относиться к тому, что наблюдают. (Извержение вулкана, радуга в стакане и многое другое.)
4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- сформированы первоначальные знания о взаимосвязях и явлениях природы;
- сформированы представления детей о многообразии растительного мира, человеке, как
части природы;
- сформированы первоначальные навыки здорового образа жизни;
сформированы
навыки
поисково-исследовательской
и
элементарной
экспериментальной деятельности;
- обучающиеся умеют пользоваться приборами - помощниками при проведении
экспериментов;
- сформированы умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать
выводы, фиксировать результат практической деятельности.
Метапредметные результаты:
- обучающиеся проявляют интерес к объектам живой и неживой природы;
- сформированы предпосылки экологической культуры, сознания, мышления.
Личностные результаты:
- проявляют трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- обучающиеся испытывают потребность в общении с природой, проявляют бережное
отношение к ней.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Основные характеристики образовательного
Показатель
процесса
Количество учебных недель
32
Количество часов в неделю
1
Начало занятий
1 октября 2024
Окончание занятий
30 мая 2025
Сроки зимних каникул
1-8 января 2025

№
п/п

Месяц

Форма
занятия

Количество
часов

Тема занятия

Форма
контроля

1

Октябрь

групповая,
индивидуальная

1

Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.

2

Октябрь

групповая,
индивидуальная

1

3

Октябрь

групповая,
индивидуальная

1

Введение. Что такое
опыт, эксперимент. Кто
такие ученые? Учимся
быть исследователями.
Растение – это живое
существо.
Эксперимент: «Нужна
ли растениям вода?»,
«Нужен ли свет
растениям?».
Заполнение альбома.
Продолжение
наблюдения за
экспериментом: «Нужна
ли растениям вода?»,
«Нужен ли свет
растениям?».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.
Растение – это живое
существо.
Эксперимент: «Нужен
ли корням воздух?».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.

4

Октябрь

групповая,
индивидуальная

1

Растение – это живое
существо.
Эксперимент: «Что
такое хлорофилл?».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.

Устный
опрос
Наблюдение
Заполнение
альбома.

Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.

5

Ноябрь

групповая,
индивидуальная

1

6

Ноябрь

групповая,
индивидуальная

1

7

Ноябрь

групповая,
индивидуальная

1

8

Ноябрь

групповая,
индивидуальная

1

9

Декабрь

групповая,
индивидуальная

1

10

Декабрь

групповая,
индивидуальная

1

11

Декабрь

групповая,
индивидуальная

1

Эксперимент: «Что
такое сила трения и для
чего она нужна?»,
«Что такое сила
притяжения?».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.
Знакомство с
природным явлением
дождь.
Эксперимент:
«Домашнее облако».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.
Знакомство с
природными явлениями.
Эксперимент: «Что
такое круговорот воды в
природе?».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.
Знакомство с
природными явлениями.
Эксперимент: «Радуга.
Откуда появляется
радуга?».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.
Знакомство с
природными явлениями.
Эксперимент: «Что
такое торнадо? Опасно
ли оно?».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.
Знакомство с
природными явлениями.
Эксперимент: «Снег и
его свойства».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.
Солнечная система.
Эксперимент: «Что
будет если солнце не
будет двигаться?».

Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение

12

Декабрь

групповая,
индивидуальная

1

13

Январь

групповая,
индивидуальная

1

14

Январь

групповая,
индивидуальная

1

15

Январь

групповая,
индивидуальная

1

16

Февраль групповая,
индивидуальная

1

17

Февраль групповая,
индивидуальная

1

«Что будет если
уменьшить солнечную
систему?».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.
Как день сменяет ночь?
Эксперимент: «Почему в
одном регионе ночь, а в
другом день?»,
«Кто придумал лето?»,
«Почему в одном
регионе лето, а в другом
зима?».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.
Экспериментирование:
«Голубое небо».
Эксперимент: «Как
происходит солнечное
затмение и что это
такое?».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.
Эксперимент: «Дневные
звезды».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.

заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.

Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.

Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Эксперимент: «Почему
Устный
кажется, что звезды
опрос
движутся по небу?».
Наблюдение
Подведение итогов
Выполнение
эксперимента, выводы.
заданий,
Заполнение альбома.
опытов.
Заполнение
альбома.
Эксперимент:
Устный
«Магнитные силы, что
опрос
это такое?».
Наблюдение
Подведение итогов
Выполнение
эксперимента, выводы.
заданий,
Заполнение альбома.
опытов.
Заполнение
альбома.
Эксперимент: «Компас». Устный
опрос

Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.

18

Февраль групповая,
индивидуальная

1

Эксперимент с
магнитом.
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.

19

Февраль групповая,
индивидуальная

1

20

Март

групповая,
индивидуальная

1

Знакомство с
природным явлением
извержение вулкана.
Эксперимент:
«Извержение вулкана».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.
Эксперимент: «Радуга в
стакане».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.

21

Март

групповая,
индивидуальная

1

Эксперимент с коко –
колой.
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.

22

Март

групповая,
индивидуальная

1

Эксперимент:
«Танцующая фольга».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.

23

Март

групповая,
индивидуальная

1

Изучение явлений
природы. Беседа «Такие
разные облака».
Эксперимент: «Делаем
облако», «Туча с
дождем».

Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.

Заполнение альбома.
24

Апрель

групповая,
индивидуальная

1

25

Апрель

групповая,
индивидуальная

1

26

Апрель

групповая,
индивидуальная

1

27

Апрель

групповая,
индивидуальная

1

28

Май

групповая,
индивидуальная

1

Продолжение
наблюдения за
экспериментом «Делаем
облако», «Туча с
дождем».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.
Что такое здоровье?
Почему нужно мыть
руки с мылом?
Эксперимент:
«Невидимые микробы»,
«Появляющиеся
микробы»,
«Исчезающие
микробы», «Микробы
спасаются бегством».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.
Продолжение
наблюдения за
экспериментом:
«Невидимые микробы»,
«Появляющиеся
микробы»,
«Исчезающие
микробы», «Микробы
спасаются бегством».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.
Беседа «История мыла,
виды. Отличие
хозяйственного мыла от
туалетного. Что такое
жидкое мыло?».
Эксперимент:
«Изготовление мыла».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.
Беседа «Правильное
питание», «Вред колы»
Эксперимент: «Кока
кола и молоко», «Кока кола: поглощение
красителя
активированным углём».

Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.

Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.

Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.

Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.
Что такое крахмал и чем
полезен для человека?
Эксперимент: «В
поисках крахмала».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.

29

Май

групповая,
индивидуальная

1

30

Май

групповая,
индивидуальная

1

Эксперимент: «Чистая и
грязная вода».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.

31

Май

групповая,
индивидуальная

2

Эксперимент: «Тайны
воды и ее свойства».
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома.

№
п/п

Месяц

Форма
занятия

Количество
часов

Тема занятия

1

Октябрь

групповая,
индивидуальная

1

2

Октябрь

групповая,
индивидуальная

1

3

Октябрь

групповая,
индивидуальная

1

Введение. Что такое
опыт, эксперимент. Кто
такие ученые? Учимся
быть исследователями.
Растение – это живое
существо.
Нужна ли растениям
вода? Нужен ли свет
растениям?
Продолжение
наблюдения за
экспериментом «Нужна
ли растениям вода?
Нужен ли свет
растениям?»
Подведение итогов
эксперимента, выводы.
Заполнение альбома
Растение – это живое
существо.
«Нужен ли корням
воздух?»

Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Заполнение
альбома.
Форма
контроля
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.

Устный
опрос
Наблюдение
Заполнение
альбома.

Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение

Заполнение альбома
4

Октябрь

групповая,
индивидуальная

1

Растение – это живое
существо.
«Что такое хлорофилл?»

5

Ноябрь

групповая,
индивидуальная

1

О/и «Что такое сила
трения и для чего она
нужна?»
Что такое сила
притяжения?

6

Ноябрь

групповая,
индивидуальная

1

Знакомство с
природным явлением
дождь.
Эксперимент облако.

7

Ноябрь

групповая,
индивидуальная

1

Знакомство с
природными явлениями.
Что такое круговорот
воды в природе?

8

Ноябрь

групповая,
индивидуальная

1

Знакомство с
природными явлениями.
Радуга. Откуда
появляется радуга?

9

Декабрь

групповая,
индивидуальная

1

Знакомство с
природными явлениями.
Что такое торнадо?
Опасно ли оно?

10

Декабрь

групповая,
индивидуальная

1

Знакомство с
природными явлениями.
Снег и его свойства.

11

Декабрь

групповая,
индивидуальная

1

12

Декабрь

групповая,
индивидуальная

1

Солнечная система.
Что будет если солнце
не будет двигаться?
Что будет если
уменьшить солнечную
систему?
Как день сменяет ночь?

заданий,
опытов.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Устный
опрос

Почему в одном регионе
ночь, а в другом день?
Кто придумал лето?
Почему в одном регионе
лето, а в другом зима?
Экспериментирование
голубое небо.
Как происходит
солнечное затмение и
что это такое?

13

Январь

групповая,
индивидуальная

1

14

Январь

групповая,
индивидуальная

1

Экспериментирование
дневные звезды.

15

Январь

групповая,
индивидуальная

1

Почему кажется, что
звезды движутся по
небу?

16

Февраль групповая,
индивидуальная

1

Магнитные силы, что
это такое?

17

Февраль групповая,
индивидуальная

1

Эксперимент «Компас».

18

Февраль групповая,
индивидуальная

1

Эксперимент с
магнитом.

19

Февраль групповая,
индивидуальная

1

Знакомство с
природным явлением
извержение вулкана.
Проведение
экспериментирования.

20

Март

1

ЭкспериментированиеРадуга в стакане

групповая,
индивидуальная

Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение

21

Март

групповая,
индивидуальная

1

22

Март

групповая,
индивидуальная

1

23

Март

групповая,
индивидуальная

1

24

Апрель

групповая,
индивидуальная

1

25

Апрель

групповая,
индивидуальная

1

26

Апрель

групповая,
индивидуальная

1

27

Апрель

групповая,
индивидуальная

1

заданий,
опытов.
Экспериментирование с Устный
коко колой
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Проведение опытов
Устный
«Танцующая фольга»
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Изучение явлений
Устный
природы. Беседа «Такие опрос
разные облака».
Наблюдение
Проведение опыта
Выполнение
«Делаем облако», «Туча заданий,
с дождем».
опытов.
продолжения
Устный
наблюдения за
опрос
экспериментом «Делаем Наблюдение
облако», «Туча с
Выполнение
дождем».
заданий,
опытов.
Что такое здоровье?
Устный
Почему нужно мыть
опрос
руки с мылом?
Наблюдение
Проведение опытов
Выполнение
«Невидимые микробы», заданий,
«Появляющиеся
опытов.
микробы»,
«Исчезающие
микробы», «Микробы
спасаются бегством»
Что такое здоровье?
Устный
Почему нужно мыть
опрос
руки с мылом?
Наблюдение
Проведение опытов
Выполнение
«Невидимые микробы», заданий,
«Появляющиеся
опытов.
микробы»,
«Исчезающие
микробы», «Микробы
спасаются бегством»
Беседа «История мыла,
Устный
виды. Отличие
опрос
хозяйственного мыла от Наблюдение
туалетного. Что такое
Выполнение
«жидкое мыло?».
заданий,
«Изготовление мыла»
опытов.

28

Май

групповая,
индивидуальная

1

Беседа «Правильное
питание», «Вред колы»
Проведение опытов:
«Кока кола и молоко»,
«Кока - кола:
поглощение красителя
активированным углём.
Что такое крахмал и чем
полезен для человека?
Проведение опыта «В
поисках крахмала?»

29

Май

групповая,
индивидуальная

1

30

Май

1

«Чистая и грязная вода»

31

Май

групповая,
индивидуальная
групповая,
индивидуальная

2

Тайны воды
Ее свойства.

Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.
Устный
опрос
Наблюдение
Выполнение
заданий,
опытов.

5. Условия реализации программы
5. 1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы осуществляется в МАДОУ д/с 10 и включает следующее
оборудование:
- Кабинет 1 единица на группу.
- Микроскоп требуется 1 единица на группу.
- Лабораторная посуда, приборы, материалы: стаканы, мерные стаканы, лупы
увеличительные, пипетки, банки с крышками, трубочки, пластиковые бутылки, колбы,
подносы, воронки, пластилин.
- Одежда для проведения экспериментов: халаты, очки, полотенца или салфетки.
- Канцелярские принадлежности: тетрадь, альбом, цветные карандаши, ручка, картон,
цветная бумага, клей, ножницы.
- Художественные произведения, посвященные теме
- Видеофильмы, презентации, соответствующие содержанию программы.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие
содержанию программы.
- Демонстрационные пособия, соответствующие содержанию программы.
5.2. Кадровое обеспечение
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом
дополнительного образования Нефедовой Ксенией Ивановной.
5.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Результативность освоения дополнительной общеразвивающей программы «Академия
наук» отслеживается с помощью диагностической карты мониторинга, в которую включены
интегрированные результаты освоения программы: личностные, метапредметные, предметные.
Результат освоения программы обучающимся:
0 – 8 баллов – низкий уровень;
9 – 16 баллов – средний уровень;
17 – 21 балл – высокий уровень.
Личностные и метапредметные результаты отслеживаются посредством наблюдения за
динамикой развития обучающегося в процессе освоения программы.
Значение личностных и метапредметных результатов обучающегося:

3 балла – качество проявляется систематически;
2 балла – качество проявляется ситуативно;
1 балл – качество не проявляется.
Предметные результаты отслеживаются в виде учета индивидуального результата,
обучающегося по контрольным мероприятиям теоретической, практической подготовки.
Контроль теоретической подготовки осуществляется в конце каждого полугодия и года.
Контроль практической подготовки осуществляется в процессе наблюдения за
применением знаний при использовании оборудования и проведения опытов.
2 балла – хорошо;
1 балл – удовлетворительно.
Методические материалы
Программа предусматривает теоретическую и практическую части занятия. На занятиях
применяются фронтальные, индивидуальные и групповые формы обучения, направленные на
познавательное развитие.
На занятиях используются следующие методы обучения:
- словесный (беседа, рассказ, диалог);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- репродуктивный (воспроизводящий);
- мотивации и стимулирования (формирование интереса к занятиям); проблемный
(проблему перед детьми ставит педагог, дети решают с помощью педагога);
- частично-поисковый (самостоятельный поиск ответа на поставленную задачу).
Во время занятий педагогом активно используется метод проблематизации, он
побуждает детей генерировать идеи, строить предположения, говорить, не боясь быть
«неправильным». Затем через проведение опыта, эксперимента дети получают ответы на
поставленные вопросы.
Программа предусматривает использование элементов следующих
образовательных технологий:
- игровые, метод проектов, проблемное обучение, развивающее обучение,
экспериментирование.
Форма подведения итогов: альбом «Юные исследователи».
6. Список литературы и источников информации
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально
исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная
педагогика. - 2011. - № 3.
2. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В.
Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М.: Наука, 2010.
3. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в
детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М.: ТЦ
Сфера, 2004.
4. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические
дни / Л. А. Королева. - СПб: Детство-Пресс, 2015.
5. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших
дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2009. - №3.
6. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший
дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество России,
2010.
7. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование / Е. В. Марудова. - СПб: Детство-Пресс, 2015.

8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические
рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005.
9. Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности
дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. - СПб: Детство-Пресс, 2015.
10. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб:
Детство-Пресс, 2015.
11. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством
экспериментирования / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного
учреждения, 2008. - №12.
12. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство
познания окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. – 2012.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».